2173

МХЛ vs. CHL – возрастной аспект

С момента запуска проекта МХЛ возникало немало вопросов о том, куда двигается лига и как оценить ее движение.

С момента запуска проекта МХЛ возникало немало вопросов о том, куда двигается лига и как оценить ее движение: прогресс или регресс, правильные ли шаги предпринимаются руководством или нет, и насколько управляема лига с точки зрения тех задач, что она призвана решать. И вот тут мало просто контактов между командами очков, голов и бросков и даже посещаемости – необходимо глубокое понимание процессов через параметры, общие, как для нас, так и для заокеанских лиг.

 

Этих параметров может быть очень даже немало. Вычленить и проанализировать их непростая, но вполне посильная задача. И первое, что приходит на ум исходя из названия - “Молодежная хоккейная лига” - возраст команд и лиги в целом. Изначально спектр возрастов, представленных в МХЛ, был широк, и сезон-2011/12 стал пиком “старения” лиги. По итогам прошедшего сезона средний возраст лиги составил 18,18 лет, практически вернувшись на исходные позиции первого сезона. Средневозрастная динамика же за пять лет выглядит следующим образом:
Рис. 1. Средневозрастная динамика клубов МХЛ за пять лет.
 
Падение тренда в сторону омоложения лиги достигнуто за счет изменения правил, которые запрещают аффилированным клубам (т.е. находящиеся под “крылом” клубов КХЛ и ВХЛ) заявлять игроков выше возрастного лимита U20, а с сезона-2013/14 наложили ряд ограничений и на т.н. независимые команды МХЛ. Иными словами, МХЛ на нынешнем этапе развития, не “стареет”, но насколько хороши данные цифры? Понятно, что в рамках собственных достижений лига показывает свои лучшие результаты, но как обстоят дела в сравнении с заокеанскими молодежными лигами, имеющими схожий возрастной состав?
 
Надо сказать, что их правила, по большей части меняются мало, и из более-менее значимых изменений можно отметить только запрет на приглашения в клубы CHL европейских голкиперов. На средний возраст лиг, входящих в CHL, это правило практически не оказывает никакого влияния. Из сезона в сезон возрастной состав колеблется очень незначительно, поэтому интерес скорее вызывает не пятилетняя динамика, а последний сезон-2013/14. И если сравнить МХЛ с тремя лигами CHL ситуация выглядит следующим образом:
 
Рис. 2. Сравнение среднего возраста игроков команд МХЛ и CHL в сезоне-2013/14
 
Любая из трех лиг CHL моложе МХЛ, их средний возраст не “пробивает” отметку в 18 лет, хотя в Канаде играют и восемнадцатилетние ребята, и девятнадцатилетние, и даже игроки, которым исполнилось 20 лет (по лимиту – 3 человека на команду). На практике это означает то, что за океаном игроки категории U18 превалируют над категорией U20 в отличие от нас, где картина прямо противоположная.
 
Также необходимо отметить, что самая молодая из всех лиг – Западная, в которой, по мнению ряда экспертов, наиболее высокий уровень силовой борьбы среди всех лиг CHL. Благодаря этому, например, WHL известна как главная кузница качественных энхловских защитников. Для других лиг WHL, с точки зрения среднего возраста игроков, является статистическим ориентиром и лучшей практикой. Показатель МХЛ (18,18) по сути означает то, что игроки в нашей лиге достигают оптимальных физических и силовых кондиций позже, чем их североамериканские сверстники. Иными словами, в CHL средний игрок – это хоккеист категории U18, а в МХЛ U20. И если уровень игроков примерно равен, в выигрыше тот, кто моложе. Даже если мы отбросим независимые клубы, имеющих возможность использовать более возрастных игроков, сравнение тоже не в пользу МХЛ: аффилированные команды также в среднем старше не только WHL, но и в сравнении со средним показателем всей CHL:
 
Рис. 3. Сравнение возраста игроков CHL в сезоне-2013/14 только с аффилированными командами МХЛ.
 
В какой-то степени тут мы сталкиваемся с застарелой проблемой даже не молодежного, а детского хоккея. В погоне за ранним результатом в командах отдают предпочтение детям, рожденным в начале года, которые физически более развиты нежели рожденные в середине и конце года. На первых порах это действительно дает свои плоды, но уже ближе к 15-16 годам, когда часть детей, рожденных в середине и конце года, в спортшколах бракуют, у оставшихся зачастую спортивный рост либо замедляется, либо вообще сходит на нет. В Северной Америке же, напротив, дети начинают раскрываться благодаря тому, что на раннем этапе акцент делался на развитие базовых навыков, а не на достижение результата.
 
В МХЛ этот недостаток волей неволей приходится компенсировать относительным “старением” лиги и команд, что в среднесрочной перспективе тоже имеет серьезные последствия, связанные с тем, что игрокам на рубеже 19-20 лет очень тяжело дается переход во взрослый хоккей. Отсутствие доверия со стороны тренеров КХЛ связаны не только с тем, что им проще усиливаться за счет возрастных игроков и иностранцев, но и с тем, что молодежь зачастую слабо подготовлена к более высокому уровню противостояния и единоборств. С учетом того, что ресурс омоложения МХЛ за счет изменения правил на текущий момент практически исчерпан, в дальнейшем снижение среднего возраста игроков, и, как следствие, рост уровня физической подготовки возможен только за счет коренных изменений в методике и стандартах обучения молодых игроков.
 
О том же, как соотносятся между собой различные клубы МХЛ по возрастному критерию, интересных фактах связанных с возрастными различиями команд, а также о том, как связан данный параметр с достижениями команд в предыдущие годы, мы поговорим в следующий раз.
 
Евгений Мешков – для сайта МХЛ