402

Надо играть, а не бегать

«Красная Армия» взяла великолепный старт во втором Чемпионате МХЛ. В восьми играх москвичи потеряли только одно очко. О причинах такого успешного выступления, своем тренерском кредо и заботе о подопечных в эксклюзивном интервью официальному сайту Лиги рассказал Вячеслав Буцаев, возглавивший команду в межсезонье.

«Красная Армия» взяла великолепный старт во втором Чемпионате МХЛ. В восьми играх москвичи потеряли только одно очко. О причинах такого успешного выступления, своем тренерском кредо и заботе о подопечных в эксклюзивном интервью официальному сайту Лиги рассказал Вячеслав Буцаев, возглавивший команду в межсезонье.

 

- Вячеслав Геннадьевич, у вас насыщенная хоккейная история: игрок, генеральный менеджер, помощник тренера. Как приняли решение стать главным тренером в МХЛ?

 

- В мае мне от Сергея Немчинова поступило предложение возглавить «Красную Армию». Я взял некоторое время на раздумье, посоветовался с родными, преподавателями и тренерами нашей старой советской хоккейной школы и решил начать самостоятельную тренерскую деятельность.

 

- Помощником тренера вы были во взрослой команде, а сейчас работаете с молодежью. Разница ощутима?


- Скажу так: нигде не легко, везде по-своему тяжело. Ты в любом случае должен полностью отдаваться работе, не только выдвигать, но и сам соответствовать определенным требованиям. Должен быть честным перед ребятами. Помощник ответственен за то задание, которое ему дал главный тренер, сейчас же я сам отвечаю за команду, за результат и за тот хоккей, который мы показываем. Но и во взрослой команде, и в молодежной, что для тренера, что для ассистента главное одно – найти подход к каждому игроку.

 

- Похоже, к своим подопечным вы подход нашли – команда под вашим руководством еще ни разу не проиграла. В чем секрет?


- А все предельно просто! Я сразу объяснил ребятам, что я откровенный человек, у меня все строится на доверии и на честном слове. Если ты выполняешь мои требования, ты играешь, если нет, то… я подожду момента, когда ты все-таки начнешь их выполнять. Вот, в принципе, и все.

- Значит ваш «конек» в тренерской работе – честность?


- Можно и так сказать. Потому что ребята чувствуют фальшь. Я к ним честен, в любой момент открыт и жду или даже требую такого же отношения к себе.

 

- Что в первую очередь вы прививаете своим хоккеистам?


- С моим помощником Евгением Наместниковым мы в первую очередь стремимся, чтобы ребята именно играли, а не бегали по площадке с шайбой или за шайбой. Чтобы после матча у них оставалась не усталость, а удовольствие. Чтобы они играли друг на друга, как команда, как единое целое. Я вижу, что ребята приняли этот стиль, им это нравится.

 

- Вы демократичный тренер?


- Я требовательный, очень требовательный тренер. Считаю, что на льду игрок должен, в первую очередь, выполнять указания и не только на каждый матч, но и на каждую тренировку выходить максимально сосредоточенным.

 

- Может, вы уже рассказали, что будет команде за поражение, вот они и не проигрывают?


- Нет, я их не запугивал… пока (смеется). В спорте от поражений никто не застрахован и, наверное, в современном хоккее невозможно выиграть все матчи. Порой поражения учат даже больше, чем выигрыши. Хотя мы, конечно, всегда настраиваем своих ребят играть только на победу.

 

- Когда на площадке у подопечных что-то не получается, не возникает желания самому выскочить на площадку и показать «как надо»?


- Я, наверное, уже вышел из того переходного возраста, когда карьеру игрока завершил, а тренером себя еще не почувствовал. Опять же, у нас есть такие упражнения, когда вместо того, чтобы пять раз объяснять на словах, и мне легче, и для ребят доступнее один раз показать. Вообще же, самое главное – объяснить, не как сделать, а почему нужно делать именно так. Тогда игроки воспринимают это быстрее.

 

- Вы из своеобразного переходного возраста уже вышли, а вот ваши подопечные как раз стоят на границе молодежного и взрослого хоккея. Как помогаете ребятам справляться с неудачами?


- Конечно, у каждого есть свои проблемы. И когда у кого-то что-то не так, это видно и по настроению, и по работоспособности. Я сразу замечаю, спрашиваю, что не так, стараюсь быть в курсе их проблем. И если о чьих-то проблемах я не узнаю непосредственно от человека, все равно информация так или иначе доходит до меня. Пытаюсь каждому помочь, поддержать, сделать все, что в моих силах. Да, конечно, в первую очередь я тренер, но чисто человеческие отношения превыше всего.

 

- В вашей карьере были моменты, когда только поддержка со стороны помогла отогнать мысли о том, чтобы завязать с хоккеем?


- К счастью, у меня никогда не возникало таких проблем, из-за которых я хотел бы завязать с хоккеем. В целом же в карьере любого игрока прежде всего важна поддержка партнеров тогда, когда тебя впервые «поднимают» в команду мастеров. Когда я только стал привлекаться в тольяттинское «Торпедо», теперешнюю «Ладу», и уже позже в ЦСКА, ощущал такую поддержку и от старших партнеров, и от тренеров, и от всего персонала. Все помогали, подбадривали. Если видели, что что-то не получается, игра не идет – подсказывали, как лучше действовать. Этим командные виды спорта и отличаются: если есть хорошая команда, есть и результат.

 

- Часто ребята обижаются на ваши тренерские решения?


- Бывает, к сожалению, и такое. Каждый имеет право на ошибку, каждому из ребят я даю шанс оправдать себя. Объясняю, что не так в нем или в его игре, чего я хочу от него добиться и даю повторный шанс. Если человек не хочет этим шансом воспользоваться и не воспринимает критику, приходится идти на крайние меры в виде временного отстранения от матчей. Это жизнь, это игра. И хоккеист должен все это понимать.

 

- Едва ли у вас стало больше свободного времени после перехода на тренерскую работу – на семью его хотя бы хватает?


- Стараюсь! Стараюсь его находить. Потому что не только спорт и работа, но и семья очень важна. Поддержка родных нужна как профессиональному спортсмену, так и профессиональному тренеру. Естественно, нельзя зацикливаться на чем-то одном, в частности на хоккее, нужно время от времени отвлекаться. Есть масса различных мероприятий, фильмов, спектаклей, концертов, на которых тоже чему-то учишься. Там ты получаешь другую энергию и массу эмоций, которые потом необходимы в работе.

 

- Ваш сын станет продолжателем хоккейной династии Буцаевых?


- Время покажет. Сейчас ему только 9 лет, он занимается хоккеем в ДЮСШ ЦСКА, и ему это нравится. Но ради карьеры придется многим жертвовать, необходимо огромное желание, нужно действительно быть фанатом своего дела. Поживем – увидим, чего он захочет.

 

- Первый тренер у сына – вы?


- Я, скорее, привел его в хоккей. Притом, как отец, а не как тренер. А тренер у него, по-моему, уже в третий раз меняется. Но первый раз обул коньки и вышел на лед сын именно со мной.

 

- Напоследок хочется услышать пожелание Вячеслава Буцаева не только своим подопечным, но и всем молодым хоккеистам…


- Прежде всего, пожелаю всем здоровья, чтобы у молодых не было травм, это очень важно в спорте. А также стремления, желания достичь определенных высот! Каждый хоккеист должен ставить перед собой цель, к достижению которой нужно идти, пускай медленно, но верно.

 

Марина и Кристина Ковалевы

Официальный сайт МХЛ