26

Правила хоккея

Правила Сергея Красильникова, главного тренера «Кузнецких Медведей» – серебряных призеров первого Чемпионата Молодежной хоккейной лиги.

Правила Сергея Красильникова, главного тренера «Кузнецких Медведей» – серебряных призеров первого Чемпионата Молодежной хоккейной лиги.

 

Учиться никогда не поздно
У молодого игрока должно быть процентов 15-20 таланта, все остальное – трудолюбие и характер. Учиться можно в любом возрасте. Тренер всегда может что-то подправить, где-то подсказать. Но все зависит от самого хоккеиста: как он это воспринимает, как он к этому относится. Игрок любого возраста может что-то изменить в своем отношении к хоккею, к тренировкам, к игре, к команде, в своем поведении. Проблемы возникают постоянно, их нужно просто решать.

 

Нужно не просто указывать на ошибки, а объяснять, как от них уходить
На самом деле, это очень сложный вопрос. Можно «тыкать» на ошибки и все. Но сейчас время уже не то. Если хоккеист что-то делает неправильно, то ему в первую очередь самому нужно дать понять, что он совершает ошибку, и к чему это приводит – к каким отрицательным последствиям для команды и лично для него. Можно прибегнуть к видеопросмотру, но, я считаю, это не всегда корректно: пленку можно остановить, отмотать назад, просмотреть замедленно, в то время как в игре на принятие решения даются доли секунды. Так что не стоит требовать от хоккеиста всегда выполнять правильные действия, всегда грамотно оценивать ситуацию. Но если у игрока есть системные ошибки, на них нужно постоянно указывать. Кто-то понимает со второго раза, кто-то с третьего, кто-то с четвертого. Но самое главное – не просто указать на ошибку, а показать еще и путь ее исправления. И когда начинаешь объяснять молодому игроку, как правильно действовать в той или иной ситуации, он видит, что ему больше пытаются помочь, нежели ругают. Это гораздо действеннее, чем просто говорить об ошибках.

 

Капитан должен продолжать линию тренера
Когда тренер уходит из раздевалки – после собрания, после разбора игры – в раздевалке должна оставаться линия тренера. Поддерживать ее должен капитан команды. Это очень важно. Хоккейный коллектив большой, в любой команде – молодежной или взрослой – все люди амбициозные, у каждого свой взгляд на те или иные моменты, на поведение, на игру, на взаимоотношения. И если не будет единого целого, не будет линии, которую проводит в команде тренер, то ничего хорошего в этом коллективе не получится. Но так как тренер не всегда находится в раздевалке, команде нужен капитан, который эту линию выдерживает в отсутствие тренера.

 

Заставлять «любить и уважать» не нужно
Естественно, в каждой команде, в силу возраста или интересов, взаимоотношения между одними хоккеистами становятся ближе, а между другими не очень. Ничего страшного в этом нет, не нужно делать так, чтобы все друг друга искусственно любили и уважали. Люди объединены одной целью – играть за команду, достичь высоких результатов, повысить свое мастерство, показать себя. Если это нормальный коллектив, то все понимают, что все 25 человек работают как на коллектив, так и друг на друга.

 

Нельзя обвинять одного игрока в поражении всей команды
Мне сейчас легко сидеть и говорить: этого допускать нельзя, это плохо влияет на коллектив, тем более, на отдельного человека. А вот когда во время игры кто-то из игроков, не специально, заигравшись, на фоне усталости, совершает ошибку, которая приводит к трагической ситуации, делает из выигрышной игры проигранную… И ведь нельзя не указывать на ошибки! Если весь коллектив старается, то почему один или два человека должны их совершать? Все должны пытаться уходить от них, поэтому указывать нужно. Но ставить вопрос так, что именно из-за этой ошибки проиграли, конечно, нельзя. Все тренеры знают, что во время игры совершается множество ошибок. Но какие-то из них влияют на результат, а какие-то нет. Поэтому не стоит указывать на такие ошибки в пылу борьбы. Тренер, находясь на скамейке, тоже принимает участие в игре, можно сказать, отыгрывает каждый момент за вратаря, за защитника, за нападающего, за всю пятерку, за всю команду. Но бывает соблазн сказать, что ты, Петя, совершил роковую ошибку. Так делать нельзя. Тем более, игроки сами знают, когда совершают ошибки, и очень сильно переживают по этому поводу. И специально совершать их никто не хочет, все выходят играть и помогать команде.

 

Нужно уметь держаться против провокаций
Если честно, некоторым молодым хоккеистам, которые идут на явные провокации, нужно давать отпор сразу. Даже путем нарушения правил и ценой удаления. Хотя я всегда говорю ребятам, что нужно терпеть и не отвечать. Но самому порой тяжело это говорить на скамейке, когда явно видишь, что соперник совершает подлость. Против всего этого нужно уметь держаться. Можно дать сдачи в другой момент: ведь если ты реагируешь на провокацию, значит, провокатор добился своей цели. Не среагируешь – значит, он будет злиться, хуже играть, и в итоге сам сыграет против себя. А потом, когда все это успокоится, можно найти момент и по-хоккейному, по-спортивному жестко ответить. Чтобы потом больше не было желания провоцировать.

 

Игроки должны понимать важность соблюдения режима
Мальчишки у нас молодые, они только начинают свой путь. У кого-то уже привито с детства чувство соблюдения режима, кто-то в силу разных причин еще не понял, что в большом спорте, тем более в хоккее, режим – это один из самых главных способов восстановления, поддержания сил. Следить за игроками сложно. Другое дело на сборах – 3-4 раза в день тренировки, вовремя не лег – на следующий день не отработал в полную силу. Проблемы начинаются, когда игроки находятся дома. Вроде, кажется, что и сил полно, что можно не вовремя лечь спать, не вовремя покушать, погулять подольше. Нужно разговаривать с ребятами и объяснять им, насколько это важно – соблюдать режим. Это обязательно пригодится в жизни.

 

Михаил Фрунзе

Официальный сайт МХЛ