411

Дал приказ ему Фетисов

Назначая Буцаева главкомом «Красной Армии», Вячеслав Фетисов сказал: «Думаю, это правильный ход. Слава уже в прошлом сезоне, будучи одним из тренеров ЦСКА, набрался опыта и созрел для самостоятельной работы. У него получится». Как в воду глядел! У нового «командарма» все идет как по маслу: его команда лидирует в своем дивизионе.

Назначая Буцаева главкомом «Красной Армии», Вячеслав Фетисов сказал: «Думаю, это правильный ход. Слава уже в прошлом сезоне, будучи одним из тренеров ЦСКА, набрался опыта и созрел для самостоятельной работы. У него получится». Как в воду глядел! У нового «командарма» все идет как по маслу: его команда лидирует в своем дивизионе.

 

«КРАСНАЯ АРМИЯ» – НЕ ПОНИЖЕНИЕ


Перевод Буцаева из ассистентов Сергея Немчинова в команду МХЛ кое-кто посчитал понижением в должности. Однако давайте вспомним слова из интервью «Советскому спорту» нового вице-президента ХК ЦСКА Сергея Макарова, отвечающего в клубе за подготовку резерва:

 

– Нам куда выгоднее растить мастеров для главной команды, нежели покупать их на стороне. Поэтому приоритетным направлением в селекции ЦСКА уже в самое ближайшее время будет ставка на воспитанников школы, которые должны пройти обкатку в «Красной Армии».

 

Так что Буцаеву – поручили один из самых ответственных участков работы. Да и сам Вячеслав недовольным не выглядит:

 

– Когда в мае Сергей Львович поинтересовался, не хочу ли я возглавить «Красную Армию», поработать самостоятельно, взял время на раздумье, посоветовался с товарищами и согласился, – вспоминает наш герой. – Твердо убежден: большому тренеру надо пройти все ступени, а начинать лучше с азов.

 

– Довольны наследством, оставленным вам прежним тренером «Красной Армии»?


– Да. За что хочу поблагодарить Андрея Парфенова и Евгения Наместникова. Команду они подготовили добротную, мне лишь остается доводить до ума новичков из нашей школы.

 

В СБОРНУЮ – ЗА ДВА ГОДА

 

– Ваш путь в хоккее – учебник, наглядное пособие для молодых и амбициозных ребят. В ЦСКА вы приехали из Тольятти в 19 лет никому не известным новичком. И за два сезона прошли путь до игрока первого звена знаменитой команды и сборной.

 

– Я знал, куда шел. Это, кстати, отличает нынешних молодых от ребят нашего поколения. Всей семьей тогда болели за ЦСКА, я мечтал оказаться в этом великом клубе. А в Москву попал так. Летом, когда у хоккеистов отпуск, проходил военную службу в одной из частей по обслуживанию танкового училища. Пришла разнарядка, и меня откомандировали в ЦСКА.

 

– Борис Михайлов вспоминал, как ему, перешедшему в ЦСКА из «Локомотива», сказали: если выживешь, будешь играть. Как вам удалось выжить на тренировках Виктора Тихонова? 

 

– Еще раз повторяю: я знал, куда шел. И был готов умирать на тренировках. Тем более что в Тольятти нас тоже так гоняли – врагу не пожелаешь. Сказал себе: назад дороги нет. К тому же в ЦСКА тогда было много молодых ребят, моих ровесников. Это помогло влиться в коллектив. Виктор Васильевич определил меня в тройку с Андреем Коваленко и опытным Женей Шастиным. Он тоже только перешел в ЦСКА из киевского «Сокола», но был старше нас на 10 лет и стал нашим дядькой-наставником. В команде еще оставались Быков, Хомутов, Каменский, Касатонов, Стельнов, Гусаров. Набирали мощь Федоров и Буре…

 

– …с которыми вы играли в одном звене уже спустя год.

 

– Ох, и непросто было за ними угнаться. Но ничего, приспособился. Мы тогда выиграли приз «Три бомбардира» для самой результативной тройки.

 

«К НХЛ БЫЛ НЕ ГОТОВ»

 

– В сборной ваша карьера развивалась стремительно: чемпионат мира, Кубок Канады, Олимпийские игры, увенчанные золотом. Как вдруг в сентябре 1992 года, сыграв за ЦСКА пять матчей, вы спешно уехали за океан.


– Именно спешно! Перед тем сезоном из ЦСКА ушли все более или менее опытные игроки, мы с Коваленко остались с одними «масочниками». Быть дядьками-наставниками в 22 года не хотелось. Вот и пришлось уехать. Хотя я тогда к НХЛ не был готов. Это еще один мой урок для молодых.

 

– Поэтому ваша заокеанская карьера и получалась скомканной?


– Скорее всего. Попал я в «Филадельфию», переживавшую не лучшие времена. Незадолго до меня туда перешел Эрик Линдрос, которого прочили в наследники Гретцки. За год до этого Линдроса взяли на Кубок Канады, хотя он не играл в НХЛ. Эрик не хотел выступать в задрафтовавшем его «Квебеке», пропустил сезон, требуя обмена. И добился своего.

 

– Что за человек Линдрос?

 

– Тогда это был самоуверенный молодой парень, которому многое дозволялось. Мог безнаказанно нарушить режим. Игрок талантливый, но до Гретцки ему далеко. Я ведь с ним познакомился еще на Кубке Канады-91. Он носился, как ракета, стараясь всех смести со своего пути. Мы его не испугались, сыграли с канадцами 3:3. Потом команду Линдроса обыграли на Олимпиаде-92 в Альбервиле и на чемпионате мира-93 в Мюнхене.

 

– Что вас удивило в новой команде?

 

– Тренер. Пожилой человек, отец одного из лидеров команды Кевина Динина. Проиграли мы несколько матчей подряд. В раздевалке повесили забавное объявление – три ключа к победе: бросить по воротам 50 раз, 30 раз поймать шайбу на себя, совершить не больше десяти потерь в средней зоне… Все равно проиграли! И тренер повел нас в бар за свой счет.

 

«МОГ БЫ СЫГРАТЬ ЗА ЦСКА»

 

– А вы бы могли повести своих «красноармейцев» в бар?

 

– Пока не было повода.

 

– В «Сан-Хосе» после обмена из «Филадельфии» вы играли мало…

 

– Почти совсем не играл! «Шаркс» тренировал Кевин Константин, предвзято относившийся к русским. Но «акул» тогда тащили Сергей Макаров и Игорь Ларионов. А еще были молодые Сандис Озолиньш и Андрей Назаров. Единственной отдушиной стал период, когда меня поставили в звено к Макарову и Ларионову. С такими партнерами сразу почувствовал себя великим мастером.

 

– С ЦСКА вам не удалось стать чемпионом страны, этот пробел восполнили в Ярославле.


– С удовольствием вспоминаю тот период, когда «Локомотив» под руководством Владимира Вуйтека дважды подряд уверенно выигрывал золото. А до этого я стал чемпионом Швеции в «Ферьестаде».

 

– Могли бы вы последовать примеру Вячеслава Фетисова и сыграть за ЦСКА один матч в чемпионате КХЛ?


– Мог бы! И даже не один. Думаю, погоды бы не испортил. Ведь форму поддерживаю. Но мне не 51 год, а всего 39. А Вячеслав Александрович – молодец, наши ребята увидели, как он обращается с шайбой, оценили его культуру паса. Да и поблажек ему соперники не делали. Вспоминаю, как возвращался пожилой Горди Хоу. Я тогда играл в Интернациональной лиге за «Форт Уэйн». Мы встречались с «Детройт Вайперз». Хоу вышел на одну короткую смену, так ему чуть ли не ковровую дорожку постелили.

 

САМОЕ-САМОЕ

ПАМЯТНЫЙ ГОЛ

 

Альбервиль. Финал Олимпиады-92. Играем с Канадой. После двух периодов – 0:0. В начале третьей 20-минутки Женя Давыдов бросает по воротам из средней зоны, шайба отскакивает от лицевого борта на пятачок, и я тут как тут – добиваю ее в сетку. Дело пошло. Побеждаем 3:1 и становимся олимпийскими чемпионами. Мне только 19. Жаль – это была моя первая и последняя Олимпиада.

 

 

Владислав Домрачев, "Советский Спорт"