Каждый год в преддверии Драфта юниоров КХЛ можно наблюдать одну и ту же картину: во всех СМИ активизируются сторонники и противники этой идеи, «высаженной» на наши просторы шесть лет назад. У каждого лагеря, разумеется, свои аргументы, каждый из апологетов того или иного подхода рвет на себе рубаху, убеждая аудиторию в своей правоте, но караван знай идет своей дорогой. Правда, в этом сезоне о драфте заговорили еще в середине декабря, когда Президент КХЛ Дмитрий Чернышенко предложил болельщикам найти аналоги для слова «драфт». Наверняка, глава Лиги не читает комментарии в Сети, хотя бы просто из желания сохранить душевное равновесие. Потому как тогда на авансцену вылезли глоры всех мастей, тут же начавшие упражняться в русской словесности. Пошумели они и спустя месяц, когда Драфт юниоров было решено переименовать в Ярмарку. При этом Президент КХЛ как всегда спокойно и убедительно объяснил, для чего в итоге это переименование было необходимо:
- Кто-то критиковал меня за какой-то квасной патриотизм, считая, что нужно называть это словом «драфт», но у нас есть и стилевые отличия от драфта НХЛ, поэтому мы решили не использовать английские слова для описания нового формата и новых возможностей.
Самое интересное, что слово «ярмарка» применительно к хоккею употребляется не так уж редко, правда, в ироничном смысле. О хоккеисте, который перестал забивать и чья карьера у всех на глазах идет под уклон, частенько говорят «едет с ярмарки». Так что новое название драфта никак не притянуто за уши с одним очевидным пояснением: все те, кто выходит на драфт, пока еще «едут на ярмарку». И дай бог, чтобы дорога эта оказалась ровной и гладкой.
Нынешняя процедура в КХЛ седьмая по счету. И, разумеется, вполне логично вспомнить, что же стало с первыми номерами предыдущих драфтов.
Защитник «Мечела» Михаил Пашнин вошел в историю как первый хоккеист, выбранный на драфте в 2009 году. Собственно, еще до начала церемонии было понятно, куда Пашнин идет: ЦСКА отдал все свои выборы на том драфте минскому «Динамо» за право сделать один единственный выбор, но первый. Армейцы сильно хотели взять конкретного защитника, да и тот был вполне доволен такой перспективой. Сейчас сложно сказать, не жалеют ли москвичи о таком поступке, но Пашнин вырос в хоккеиста уровня КХЛ и закрепился в команде в первом же сезоне. Но затем перебрался в «Локомотив», где стал ведущим защитником, отмечаясь, прежде всего, многочисленными хитами и каждый раз завершая регулярный сезон с положительным «плюс/минус», что для защитника, как известно, подлинный знак качества.
Церемония драфта следующего года вообще получилась странной – только в первом раунде было выбрано 11 иностранных хоккеистов, которые - и это было понятно - если и приедут в КХЛ, то нескоро. Cлучай с Дмитрием Яшкиным оказался как раз из таких. По факту нападающий родился в Омске, но на деле он не россиянин ни разу. Одна из главных надежд чешского хоккея вполне ожидаемо уехал в 2012 году за океан в лигу Квебека, но затем смог пробиться в «Сент-Луис» - на его счету в этом сезоне 54 матча и 18 очков.
На драфте-2011 Леонид Вайсфельд, работавший тогда в «Кузне», уверенно и спокойно назвал фамилию «Слепышев», в то время как сам хоккеист был немало удивлен цифре, под которой он ушел. Форвард должен был провести еще год в ВХЛ за «Дизель», откуда его и призвали в КХЛ, но сумел показать себя и в итоге сразу подписал контракт с «Металлургом» на три года. К слову, свою дебютную шайбу в КХЛ Антон Слепышев забросил в первом же матче. Затем по ходу сезона 2012/2013 года форвард перебрался в Уфу, где и осел: нынешний сезон стал для него лучшим – 25 очков в 58 матчах регулярного чемпионата.
Открывать драфт КХЛ-2012 должен была «Сибирь» , но СКА предложил новосибирцам за право первого выбора шведского защитника Йохана Франссона. Вернее, права на него. Менеджеры «Сибири» согласились, Франссон до Новосибирска так и не доехал. В итоге СКА выбрал защитника «Крыльев Советов» Дениса Александрова, который сейчас в целом довольно успешно играет как в МХЛ, так и в ВХЛ в системе питерского клуба.
Первым номером драфта новичков КХЛ-2013 стал воспитанник московской хоккейной школы «Русь» защитник Дмитрий Осипов. Права на молодого хоккеиста получил «Амур». Правда, на Дальнем Востоке Осипова никто не видел. Не видели и в других российских городах: защитник принял решение перебраться в Северную Америку и два последних сезона играл – без особого успеха – за «Ванкувер» в Западной хоккейной лиге.
И, наконец, год назад в Петербурге первым «ушел с молотка» нападающий Кирилл Капризов, который был выбран новокузнецким «Металлургом». В сезоне-2013/14 он здорово сыграл за «Кузнецких Медведей», в этом дебютировал в КХЛ, отметившись четырьмя голами, и закономерно отправился на юниорский чемпионат мира, где сборная России с треском проиграла швейцарцам в четвертьфинале. Но вины Капризова, понятно, не было никакой – проблемы той сборной были совсем не в хоккеистах.
И вот драфт под номером 7. Ярмарка юниоров. Ее правила заметно отличались от всех, по которым аналогичные мероприятия проходили в предыдущие годы. И прежде всего тем, что клубы могли защитить неограниченное количество своих воспитанников, заключив с ними с интервале с 1 января по 30 апреля профессиональные контракты. Этот механизм был направлен на стимулирование клубов к развитию своих школ. Разумеется, правом защиты клубы КХЛ не преминули воспользоваться. Самым активным здесь оказался «Трактор», оставивший у себя 19 игроков (сегодня челябинцы выбрали еще четверых своих воспиттанников), затем шли «Локомотив» (15), «Магнитка» (10), «Витязь» и «Ак Барс» (по 9). Это нововведение было сделано и в качестве своеобразной контригры со стороны лиги: раньше у агентов после окончания учебы и до старта очередного драфта был примерно месяц, когда они могли уговорить молодого хоккеиста отправиться в Америку и там поймать за хвост жар-птицу. Разумеется, с непредсказуемыми последствиями. Теперь это «окно-лазейку», по словам Дмитрия Чернышенко, Ярмарка юниоров если и не закрыла полностью (игроки, к сожалению, все равно уезжают), то по крайней мере превратила в форточку.
К началу нынешней процедуры клубы КХЛ успели сделать 103 предложения юниорам. 73 контракта уже были подписаны, оставшиеся находились на стадии финализации отношений. Трех нападающих перед Ярмаркой успел защитить «Спартак», возвращающийся в КХЛ – Александра Полуэктова, Андрея Ревацкого и Ивана Косоренкова. Из них первые двое успели в нынешнем году провести по две встречи за МХК «Спартак». Таким образом, если называть вещи своими именами, все сильнейшие хоккеисты 1998 года уже перед началом Ярмарки имели на руках контракты того или иного клуба.
- Мы заключили десять контрактов с юниорами, - говорил перед началом Ярмарки вице-президент «Магнитки» Геннадий Величкин. – Так что молодыми кадрами на ближайшее будущее мы обеспечены, и большой необходимости выбирать игроков именно 1998 года у нас нет. Нам сегодня могут быть интересны ребята постарше и иностранные хоккеисты. Но и здесь наши возможности имеют определенные границы. Так что мы еще раз взвесим все за и против, прежде чем кого-то выбрать.
В итоге забегая вперед скажем, что магнитогорский «Металлург» во всех пяти раундах выбирал именно россиян и именно 1998 года рождения.
Согласно проведенной жеребьевке первым должен был выбирать «Амур», но хабаровчане уступили это право ХК «Сочи». В результате первым номером Ярмарки юниоров-2015 стал защитник ХК «СКА-Серебряные Львы» Артем Мальцев. В нынешнем сезоне он провел в МХЛ 18 матчей в регулярном чемпионате и 4 встречи в плей-офф. В первую тройку вошли также два нападающих – Игорь Кабанов («Крылья Советов»), права на него закрепил новокузнецкий «Металлург», и словак Якуб Лацка, права на которого вполне предсказуемо отошли «Словану».
- Мы следили за Мальцевым, который выступал в этом сезоне за юниорской сборную, - сказал главный тренер ХК «Сочи» Вячеслав Буцаев. - Наш спортивный директор Николай Вакуров ездил специально на него посмотреть, когда команда Прохорова выступала на «Турнире четырех наций» в Новогорске. Так что его потенциал мы представляем.
В дальнейшем пошла рутинная работа менеджеров, большинство из которых уже заранее определили для себя «людей по интересам». Таким образом, первый день Ярмарки завершился достаточно быстро – на проведение каждого из пяти раундов уходило не больше десяти минут. Этому способствовала и высокая организация как самого мероприятия, так и его участников. Стоит отметить, что в первом раунде «Локомотив», имевший два драфт-пика выбрал двух иностранцев, ЦСКА закрепил права на двух своих воспитанников, а обладатели Кубка Гагарина, сумевшие заполучить в результате серии обменов сразу пять возможностей для выбора, остановили свой взгляд на двух представителях тюменского «Рубина», а также на воспитанниках «Салавата Юлаева», нижнетагильскогго «Спутника» и «Крыльев Советов». Стоит обратить внимание и на последовательность московского «Динамо» - во всех пяти раундах технический директор бело-голубых Алексей Панфилов неизменно называл воспитанников собственной школы. Наконец, по-хорошему удивил «Медвешчак»: в первом раунде хорваты не участвовали, а в четырех последующих выбирали исключительно россиян, закрепив права на Павла Воронкова («Белые Медведи»), Павла Ткачева («Спартак»), Данилу Васильева («Русь») и Тихона Иванова («Локомотив»). И это вполне коррелируется со словами президента «Медвешчака» Дамира Гояновича, который еще зимой говорил о том, что его клуб работает над тем, чтобы «в следующем сезоне пригласить себе в команду молодых российских хоккеистов, у которых не будет достаточной практики в топ-клубах лиги».
Таким оказался первый день Ярмарки юниоров, во время которой клубы Лиги закрепили права на 133 проспектов. Завтра часть из них в торжественной обстановке на «ВТБ Арена Легенд» примерит свитера клубов КХЛ, а затем зрители станут свидетелями выставочного матча в формате «Запад» против «Востока».
Владимир Самохин, специально для khl.ru