336

МХЛ пора меняться

На минувшей неделе МХЛ официально подвела итоги прошедшего сезона и презентовала календари чемпионата и первенства лиги на сезон 2014/15.

На минувшей неделе МХЛ официально подвела итоги прошедшего сезона и презентовала календари чемпионата и первенства лиги на сезон 2014/15. Лига увеличивает свое географическое присутствие, количество команд и игроков, но сказать, что эти изменения обеспечивают большой качественный скачок, язык пока не поворачивается.

Как бы нам ни грели душу нынешние 70 с небольшим команд под крышей Молодежной хоккейной лиги, ведущие юниоры с завидным постоянством предпочитают пробивать свой путь в хоккее через канадские лиги. Вот и в начале июля тенденция в целом оправдалась в виде импорт-драфта CHL, где был установлен очередной рекорд – 24 задрафтованных хоккеиста из нашей страны. При этом большая часть из них – именно в первом раунде, что указывает на решимость парней продолжить карьеру за океаном уже этой осенью.

Причины отъезда молодежи в общем и целом ясны: уровень лиги растет слишком медленно, и наиболее талантливые ребята в ней уже как профессионалы не растут. Но и в КХЛ многим еще пока рановато, а те немногие счастливчики, кто все-таки играет на взрослом уровне, по большей части лимитчики: либо сидят в глухих "бэкапах", либо имеют 3-4 минуты игрового времени. Да и за это небольшое время больше трясутся и думают, как бы ошибки не совершить.

Ну а дальше все просто и банально: ушлые агенты и амбициозные родители показывают юниорам нехитрый расклад, после которого парень берет билет до Канады (реже США) и пополняет один из клубов местной юниорской лиги. Самое интересное, что сам клуб КХЛ часто не против такого развития событий – ему не надо думать о том, как подтягивать игрока в основу, и в то же время игрок отправляется туда, где практически гарантированно будет расти.

Уровень МХЛ пока недостаточен для того, чтобы обеспечить рост наиболее ярких игроков, и это, к сожалению, беда. Массовость, которую пытается обеспечить лига, создавая как можно больше команд в России и за рубежом, имеет и обратный негативный эффект. Сейчас в элите, в чемпионате МХЛ, около 40 команд – как независимых, так и аффилированных с клубами КХЛ. Но так устроен российский юношеский хоккей, что все более-менее интересные ребята к 16-17 годам различными путями оказываются под крылом школ, находящихся в системе КХЛ. Их организация, уровень и возможности за редким исключением не сопоставимы с независимыми командами МХЛ.

Лига пытается что-то сделать, чтобы подравнять уровень команд, разрешая независимым клубам заявлять в рамках лимита несколько игроков постарше. Но, как правило, у таких ребят это уже последний шанс, по большому счету, так как их сверстники уже и в КХЛ, а некоторые и в НХЛ успели заиграть. И вот именно такие клубы сходятся на льду в неравной битве с вполне закономерным исходом. В сезоне 2013/14 в регулярном чемпионате МХЛ 110 матчей завершились разгромами – с разницей в пять и более шайб. Для сравнения: в лиге Онтарио таких исходов было 92, в Западной хоккейной лиге – 94, в лиге Квебека и вовсе 68. При этом надо учитывать, что в МХЛ гораздо меньше матчей в принципе. И играй команды в нашей "молодежке" 68-72 игры, чисто математически таких исходов было бы от 130 до 140, то есть примерно 40-45%. Если угодно, таков разрыв в уровне между нами и канадцами.

Сокращение элитного дивизиона МХЛ вдвое – это первое, что приходит на ум. При этом ясно, что "выживут" после такого секвестра только клубы кахаэловских систем. Печально, но игроки первых-вторых звеньев в независимых клубах МХЛ по большей части соответствуют ребятам третьих-четвертых сочетаний в аффилированных командах. Безусловно, бывают и исключения, но они только подтверждают правило. Чем меньше команд, тем меньше мест для игроков, тем выше конкуренция и серьезнее борьба за эти места и, как следствие, между самими командами.

Но и от массовости в том виде, что сейчас реализует МХЛ, тоже отказываться не стоит. Оставшиеся клубы с менее конкурентоспособными игроками могут составить сеть региональных молодежных лиг первого уровня (или второго, смотря откуда начинать отсчет). Примерно равные между собой команды составят куда более сбалансированные по уровню лиги по территориальному принципу. Последнее немаловажно, поскольку независимым командам приходится экономить практически на всем, а компактная локализация существенно сократит затраты на переезды. Содержать автобус и периодически покупать железнодорожные билеты существенно проще, чем летать самолетами, пусть сейчас в силу "закрытых" конференций и не надо пересекать всю страну.

Не страшно, если эти лиги не будут большими, по 15-20 команд. В той же Канаде минорные юниорские лиги до 20 лет могут насчитывать и по 8, и по 10, и по 12 команд. Важным правилом такой системы стала бы возможность ротации игроков между верхним и нижним уровнем. Решается такой вопрос простым соглашением между командами. При этом было бы практично оставить возможность командам минорных лиг заявлять игроков старше 20 лет (на принципах лимита), чтобы слегка нивелировать разрыв с элитными юниорскими командами и дать возможность юниорами повышать мастерство, играя против чуть более опытных хоккеистов.

Если же вернуться к заокеанскому опыту, то можно вспомнить, что в отношениях между НХЛ и канадскими юниорскими лигами есть принцип возвратности молодых хоккеистов. После 9 первых матчей в сезоне либо вступает в силу первый профессиональный контракт, либо игрок возвращается в CHL. Последнее как раз направлено на то, чтобы поддержать уровень лиг и сберечь еще не вполне готовых к взрослому хоккею игроков. Такое правило может быть полезно и у нас, но вряд ли в текущих условиях в нем есть необходимость.

Во-первых, в НХЛ есть строгий потолок зарплат, который работает на то, чтобы такая форма приносила пользу. А во-вторых, подавляющее число российских "лимитчиков" и так проводит не больше десятка матчей, в основном и так играя в МХЛ. Однако в других условиях такая реформа может стать просто необходимой.

Наверное, только сейчас можно сказать, что МХЛ начинает давать настоящий "выхлоп". Для юниоров трех-четырехлетней давности молодежная лига была скорее неожиданностью, во взрослый хоккей они привыкли идти по-другому. Сейчас же на ведущие роли выходят игроки, знавшие, что их путь будет лежать через "молодежку". В стратегию развития их карьеры МХЛ уже была заложена, и их прогресс действительно неотделим от той среды, где он был достигнут.
 
Так, в "Салавате Юлаеве" с надеждой ждут Алексея Митрофанова, лучшего бомбардира регулярного чемпионата МХЛ прошлого сезона. Игорь Руденков из "Чайки" заставил о себе говорить как лидер самобытного звена, наделавшего немало шума в лиге. Потихоньку к первой команде подбирается интереснейший форвард "Мамонтов Югры" Павел Варфоломеев. Этот игрок сумел выбиться в лучшие в команде Павла Езовских, где вообще-то делают ставку на ребят поопытнее.

МХЛ необходим более интенсивный темп развития уже сейчас, ей надо использовать все возможности для этого, в том числе и работая над оптимальной структурой. В этом залог того, что таких хоккеистов, как Митрофанов, Варфоломеев и Руденков, у нас будет больше.
 
Allhockey.ru