415

Отец был открытым человеком

Сын легендарного нападающего Александр Харламов рассказал об отце и своем отношении к Кубку Валерия Харламова и дал напутствие молодым игрокам.

Сын легендарного нападающего Александр Харламов рассказал об отце и своем отношении к Кубку Валерия Харламова и дал напутствие молодым игрокам.

 

- Вы хорошо помните своего отца Валерия? Каким он был человеком?
- Игроки того поколения проводили дома мало времени. Поэтому запоминались даже просто появления отца. Он был очень открытый, веселый человек. У нас постоянно было много друзей дома. И всегда отец старался как можно больше времени уделять семье. В принципе, он был обычным человеком.

 

- Любовь к хоккею вам привил отец?
- Хоккей всегда был у нас дома: постоянно лежали клюшки, форма… И волей-неволей я уже в три года встал на коньки. Сначала ходил в них по квартире, катался по коврам. Потом меня отвели на лед, и зимой я играл, как и все. А уже когда погиб отец, бабушка отвела меня в ЦСКА. Мне тогда было лет шесть, и я довольно прилично катался.

 

- После гибели отца над вами взяли шефство Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов?
- Да, и еще Владимир Крутов. Они, по возможности, приезжали к нам, помогали, молодцы, слов нет… Это действительно дорогие мне люди, с которыми я общаюсь до сих пор.

 

- Помогали в профессиональном плане или, скорее, в жизненном?
- Конечно, в жизненном. А как в профессиональном, когда у нас такая разница в возрасте? Другое дело, что они мне периодически отдавали клюшки и коньки - с формой тогда было тяжело.

 

- Каким был хоккей в ваши 16 лет - 21 год? Чем он отличался от нынешнего молодежного хоккея?
- Сейчас хоккей, в принципе, становится быстрее. И молодые ребята, которые стремятся попасть в первую команду, стараются соответствовать современным требованиям. Так что молодежный хоккей тоже стал более динамичным. Ну, а в плане азарта особых изменений нет - мы в свое время тоже старались изо всех сил.

 

- Как был организован чемпионат для молодежи?
- Ничего похожего на то, что есть сейчас, тогда не было. Существовала лишь простая система: школа - юноши - молодежная команда. Эти переходы происходили автоматически, с возрастом. А уже дальше, если ты себя проявлял, тебя привлекали в различные сборные: города, региона, страны. И уже потом - в команду мастеров.

 

- Когда вы узнали, что главный трофей МХЛ назван в честь вашего отца?
- С самого начала, я же читаю прессу. (Улыбается.)

 

- Как вы к этому отнеслись?
- Очень приятно, что отца помнят. Ведь в нашей стране есть такая нехорошая тенденция: знаменитых людей - неважно, спортсменов или артистов - очень быстро забывают. А ведь они отдавали здоровье за Родину, прославляли ее. Поэтому то, что трофей назвали Кубком Харламова, очень приятно. Было бы еще приятнее, если бы я смог поучаствовать в награждении, но не сложилось. Да и в целом прошлый год был у меня тяжелым, умер отец Валерия Харламова - мой дед…

 

- За чемпионатом МХЛ следили?
- Если честно, в основном, за финальными играми.

 

- И за кого в финале болели?
- Я не очень хорошо знаю новокузнецкую команду. А вот с главным тренером «Стальных Лисов» Евгением Корешковым знаком. Помню, когда в бытность тренером «Витязя» приезжал в Магнитогорск, удавалось посмотреть и на игры местной молодежной команды. Плюс к тому, в Магнитке уже много лет работает отличная, грамотно выстроенная хоккейная структура. Вообще же изначально я болел, конечно, за московских армейцев. Очень хорошо знаю команду, давно знаком с тренером. Но они проиграли в первом раунде плей-офф.

 

- По тем играм, которые вы видели, как бы вы оценили уровень МХЛ?
- Пока еще мы отстаем от лучших международных образцов. Неслучайно мы уже много лет не выигрываем молодежные чемпионаты мира. Последний раз вообще заняли только шестое место.

 

- Почему?
- Наверное, главная причина - в работе детских школ. Все начинается с них, а у нас там очень большие упущения. Отношение к детским тренерам, я считаю, неподобающее. За такие зарплаты, которые им платят, никто не хочет идти работать. Вот и начинаются разговоры, что якобы существуют поборы, что с родителей что-то собирают. Это не красит наш хоккей. Считаю, надо изначально уделять внимание детским школам. Раньше, я вспоминаю, как было в ЦСКА, все выдавали: форму, клюшки… То есть нам родители практически ничего не покупали. Сейчас инвестиции в спорт огромные, профессионалы в клубах КХЛ имеют гигантские контракты. Между ними и работниками школы получается большой дисбаланс. Это неправильно. Например, у меня сын занимался футболом в ЦСКА, и вот там очень большое внимание уделяется детской школе. Потому что был период, когда она не дала команде на протяжении трех-четырех лет ни одного игрока. После этого взяли молодых тренеров, дали им хорошие зарплаты и пригласили голландца начальником школы, ведь именно в Голландии детский футбол развивается особенно хорошо. Думаю, можно что-то подобное и в хоккее делать. Да, это инвестиции, но ведь это наше будущее, в него и надо инвестировать.

 

- Вы работали тренером. Кого тренировать сложнее - взрослых или молодежь?
- Конечно, молодежь. Они все у нас сейчас очень амбициозные, немножко где-то капризные. И сейчас такое время: очень много, что им доступно. Управлять ребятами тренерам становится проблематично. Но зато если тренер справляется, то потом проблем уже не возникает.

 

 

- Чтобы вы хотели бы пожелать ребятам, которые в следующем году будут биться за Кубок Харламова
- Цели у них одни - завоевать первое место, показать себя. Могу пожелать всем ребятам обязательно стремиться попадать в сборные своих возрастов, а в дальнейшем - в первые команды, закрепляться в них, играть.

 

Вадим Шевченко, Дмитрий Христич

Официальный сайт МХЛ