417

Сергей Гимаев: Зачем ломать систему, при которой мы пятый год подряд с медалями на молодежных чемпионатах мира?

Заслуженный тренер России Сергей Гимаев ответил на вопросы пресс-службы Молодёжной хоккейной лиги по поводу завершившегося молодёжного чемпионата мира, а также проблем российского молодёжного хоккея.

Заслуженный тренер России Сергей Гимаев ответил на вопросы пресс-службы Молодёжной хоккейной лиги по поводу завершившегося молодёжного чемпионата мира, а также проблем российского молодёжного хоккея.

 

- Сергей Наильевич, комментируя финальный матч молодёжного чемпионата мира, вы сказали, что эта сборная России не могла бы его выиграть. Правда, сказано это было при счёте 1:5 во втором периоде. Это было влияние минуты или вы остаётесь при этом мнении и сейчас?
 
- Объективно говоря, в команде не было лидеров, тех кто мог повести за собой, и при счёте 1:5 мне действительно показалась безнадёга. Но потом мы так удачно забивали, довели до 4:5 и имели бы шансы, если удачнее сыграли в большинстве. В концовке третьего периода мы уже ничего не смогли сделать.
 

 

Не будем забывать, что по ходу всего турнира на нашей стороне часто была удача. Возьмите тот же матч с американцами, в котором мы героически сражались при не очень хорошей игре. Забили удачно две шайбы в большинстве, Шестёркин сыграл очень неплохо, но в целом тот матч показал, что это не чемпионская команда.
 
- Но зато тот матч показал её характер. И после него она выдала шикарную игру со шведами.
 
- Пол-игры. Наш хоккей начался во втором периоде после заброшенной шайбы. Я говорил еще по ходу чемпионата: «Это сборная, которой надо вести в счёте». Тогда мы очень хороши. Это характерно и для Континентальной хоккейной лиги, и для всего российского хоккея - мы умеем очень здорово удерживать счёт. Проблема нашего хоккея в том, что у нас достаточно много игроков, которые умеют играть по результату, но очень мало игроков, которые умеют переламывать ход игры, когда она складывается неудачно.
 
- Вопрос в волевых качествах?
 
- Не в волевых, а в исполнительских качествах. Скажем, среди наших защитников на турнире не было тех, кто мог бы регулярно остро подключаться к атаке, помогать нападающим, наезжать на пятак. Они строго исполняли только свои прямые функции.
 
- Отличительной чертой этой молодёжной сборной России был большой опыт игры во взрослом хоккее. Её хоккеисты в сумме только в этом сезоне сыграли в 291 матче КХЛ, 67 в ВХЛ и только 87 в МХЛ - когда такое раньше было? Неужели этот опыт не мог оказать решающее значение?
 
- Главная проблема в том, что, например, тот же Юдин, регулярно играя в СКА, не играет в большинстве. А тут он был в первой паре большинства. Молодец, что забил в финале, но это его единственная шайба на турнире. У нас в стране и так не хватает защитников, которые умеют здорово играть на чужой синей линии, а у этих ребят опыта игры в большинстве на взрослом уровне вообще ни у кого не было.
 
- Но зато играя в 3-4 звене во взрослых командах, они привыкают играть дисциплинированно. А игровая дисциплина - это то, чего часто не хватает молодёжному хоккею.
 
- Это и проявилось. В КХЛ почти во всех командах проводится очень большая работа в плане оборонительного хоккея. Поэтому мы умеем играть на удержание счёта, умеем упрощать игру, но повторюсь, нет у защитников навыков помогать нападению, и это очень плохо.
 
- Багажа взрослого хоккея нашим не хватает в противостоянии с канадцами, которые играют в своей молодёжной лиге. Так получается?
 
- Во-первых, там достаточно высокий уровень, есть звезды, посмотрите на статистику того же МакДэвида. И все они лидеры в своих командах. Во-вторых, у них у всех одна система игры. А у нас системы разные. Ребята, приехавшие в сборную из CHL, играют в один хоккей, ребята из КХЛ, ВХЛ и МХЛ - в другой. Это сказывается.
 
- Тем не менее, мы в МХЛ считаем эту команду своей, командой своих воспитанников. Пусть формально из них уже мало кто играет в нашей лиге…
 
- Так и есть. Молодёжная хоккейная лига - это фундамент наших сборных. При этом я считаю, и настаиваю на этом, что Молодёжную хоккейную лигу надо омолодить на год. От этого особенно выиграют те ребята, кому играть на юниорском чемпионате мира. Они будут в своих клубах играть в большинстве и меньшинстве, они будут лидерами, они не будут, как сейчас получается, прозябать в четвертых звеньях. Сейчас получается, что ребята 93-94 г.р., которые уже обязаны играть в КХЛ или в ВХЛ, в МХЛ заслоняют места для более молодых игроков. Они здесь абсолютно бесполезны, они уже в Высшей лиге должны играть. Я не согласен с теми, кто говорит, что, мол, он в 22 года раскроется. Если человек в 20 лет ничего не показывает, то он выше четвертого звена в слабом клубе КХЛ при лучшем раскладе уже и не прыгнет, он не сможет определять игру команды.
 
- В мире есть две модели молодёжного хоккея - европейская и североамериканская. В СССР тяготели к европейской с ядром в виде профессиональной взрослой команды, в системе которой есть юниорские и молодежные команды разных возрастов. Какая модель, на ваш взгляд, нам лучше подходит сейчас?
 
- Давайте для примера возьмем Москву. В городе 20 хоккейных школ. И только три команды МХЛ, если считать подмосковный ХК МВД, куда ребята могут попасть. Выпуск ребят огромный, но деваться им некуда. К счастью для себя, у них есть возможность уехать в регионы и играть там. Но при этом они закрывают места, которые могли бы занять местные воспитанники.
 
Но если говорить в целом, то, как сейчас обстоит дело в Молодежной хоккейной лиге, меня устраивает. Только, повторюсь, омолодите лигу на год. Тогда те ребята, которые едут на молодежный чемпионат мира, поедут туда лидерами своих команд МХЛ. А ребята, которые поедут на юниорский чемпионат мира, будут играть в первом, втором, третьем звене. Это будет огромная подвижка. Повторюсь, ребята постарше должны играть в Высшей лиге. Давайте окажем давление на Высшую лигу, чтобы там было молодых по 5-7 человек в команде, это было бы хорошим шагом.
 
- Не могу не спросить, как вы относитесь к словацкому эксперименту? В сборной этой страны, завоевавшей в Канаде бронзу, было 13 человек из молодежной команды Orange 20, которая выступает во взрослой словацкой Экстралиге. В России есть смысл в появлении аналогичной команды?
 
- Главный момент тут даже не денежный. Просто хороших игроков туда никто не отдаст. Если мы такую команду сделаем, там обязательно появятся какие-то блатные и бесперспективные, которых разными путями туда засунут. И кто её правда содержать будет? Кому она нужна?
 
Вся система нашего хоккея говорит -о том, что от добра добра не ищут. Мы на пяти последних молодежных чемпионата мира с медалями. Для чего нам что-то ломать? То, что в этом сезоне КХЛ уже сделала - обязательное место в составе для парня 1995 года, те же Мамин и Юдин получили игровое время - это уже огромный плюс. Дайте им еще 5 мест в Высшей лиге. Эта тема обсуждалась очень серьезно, когда пришёл новый менеджерский состав в сборную России.
 
- А ведь сколько ещё пропадает наших молодых в Северной Америке…
 
- Хотим мы этого или нет, в Северную Америку уезжает много ребят, которые считают, что там им проще пробиться. Если бы мы никого не брали оттуда в молодёжную сборную, многие бы задумались, уезжать или нет. А тут мы видим, что ребят берут, и они играют неплохо. Но не будем забывать, что в CHL ограничение по два иностранца на команду. Поэтому огромное количество наших средних игроков едут за океан и болтаются в разных лигах рангом пониже в надежде на какой-то шанс. Иногда оболванивают их родителей, и они везут ребят туда за очень серьезные деньги, играют в каких-то бесполезных лигах, их кормят обещаниями. У меня куча примеров таких ребят перед глазами.
 
- В Северной Америке есть 3-4 уровня организации молодёжного хоккея. У нас есть МХЛ-А и МХЛ-Б. Нужна ли система соревнований уровнем ниже?
 
- Где-то такой уровень есть. В Москве есть, например, юниорская лига. Лет 6-7 назад мы сделали большую ошибку, омолодив СДЮСШОРы. Мы тогда потеряли сотни ребят, которые просто остались без хоккея. Я бы сейчас вернул все обратно, сделал СДЮСШОР на год старше, чтобы они могли там спокойно тренироваться, играть в юниорской лиге и молодёжном первенстве.
 
- Но у нас команд в МХЛ недостаточно для выпускников СДЮСШОР. Куда им ещё идти?
 
- Проблема в том, что мы слишком рано набираем игроков в школы. Из них процентов 70, у кого нет таланта к хоккею. Они играют только потому, что их рано привели в секцию родители и они научились кататься. И мы их тащим до молодёжной команды. При этом у них нет данных играть на серьезном уровне. Мамы и папы вложили в них средства, время, свои желания, и всеми правдами и неправдами стараются их засунуть как можно выше в надежде, что они заиграют. Я 15 лет работал директором школы, и я очень много общался с такими родителями, давал им понять, что хоккей может и не прокормить их ребенка. Думайте о будущем. Но большинство даже не размышляет об этом. В этом и проблема: мы выпускаем игроков, но у них нет достаточных способностей. Это тупиковый путь. Эти ребята могли бы получить образование и найти себя в жизни в других сферах.
 
Пресс-служба Молодежной хоккейной лиги