541

Сергей Семенов: Рагулина все величали «Палыч»

Глава департамента судейства Молодежной хоккейной лиги Сергей Семенов поделился воспоминаниями о своей карьере игрока и о том, как позже переквалифицировался в хоккейного судью и стал одним из самых авторитетных арбитров России.

Глава департамента судейства Молодежной хоккейной лиги Сергей Семенов поделился воспоминаниями о своей карьере игрока и о том, как позже переквалифицировался в хоккейного судью и стал одним из самых авторитетных арбитров России.





— Расскажите, как вы пришли в хоккей?
 
— Я учился во втором классе, а в это время в школе ЦСКА проводился набор. Мой отец узнал об этом, и мы отправились в армейскую школу. На отборе присутствовало много ребят, присутствовали ведущие тренеры, включая Тарасова. Система в корне отличается от современной. На льду каталось 200-250 человек и из них отбирали около 30 парней. Меня отобрали, рассказали, когда начинаются тренировки и уже на обратном пути отец показывал дорогу, чтобы я мог самостоятельно добираться на занятия.
 
— А почему выбрали именно хоккей?
 
— А тогда развитие в школе было разносторонним. Зимой играли в хоккей, летом — в футбол. Во все умели. Что-то получалось лучше, что-то похуже. А почему именно хоккей — наверное, так сложилось. Отец был большим любителем спорта, еще когда я был ребенком он помогал заливать площадку, приглашал соседских ребят, чему-то обучал.
 

 

— Как появилось желание стать арбитром?
 
— Закончил играть я как-то «скоропостижно», в расцвете лет. Клубов тогда было не так много, предложений тоже. В 1985 году меня пригласили в «Крылья Советов», но не сложилось. Сначала небольшую травму получил, потом отправили набирать форму в саратовский «Кристалл». Там я провел почти весь сезон, меня обещали вернуть в «Крылья», но это так и осталось на уровне разговоров. Моему ребенку на тот момент было меньше двух лет, далеко от дома находиться не хотелось. Больших предложений не было, да в то время их и не могло быть. Нужно было терпеливо ждать, а я решил просто закончить. Учился я в институте физкультуры и у нас на кафедре преподавал Леонид Вайсфельд. Поговорив с ним, я через какое-то время решил пойти в судейство. Это было в 1988 году.
 
— Насколько сложно было перестроиться с игрока на арбитра?
 
— Конечно как судья ты смотришь на игру с другого ракурса. Поначалу когда выходил судить больше следил за игрой, забывая фиксировать нарушения, положения «вне игры», пробросы… Во мне боролись судья и хоккеист. Но по мере того, как я набирался судейского опыта, это проходило.
 
— Не могу не спросить о наиболее запоминающихся матчах как в хоккейной, так и в судейской карьере.
 
— В качестве игрока запомнился не один матч, а турнир. Молодежная команда ЦСКА выиграла чемпионат СССР. Турнир проводился в 1980 году в Минске. Тогда для выявления победителя каждый играл с каждым. Мы одержали победы во всех матчах. За команду играли будущие трехкратный олимпийский чемпион Андрей Хомутов, олимпийские чемпионы Михаил Васильев и Игорь Стельнов и еще несколько игроков, которые добились успеха впоследствии. Ну и тренировал нас Александр Павлович Рагулин. Выдающийся человек, хоккеист и тренер. Все его величали «Палыч», под его руководством выступать было одно удовольствие.
Запомнилось, как после последней игры нам вручали награды, что-то вроде ваз на ножках. И вот поставили мы эти вазы на лед, начали фотографироваться, а когда начали забирать трофеи, то ножки у многих примерзли ко льду и оторвались. Так и я повез награду домой — в нескольких частях.
 
— А в качестве арбитра что запомнилось?
 
— Все финальные матчи, которые мне довелось судить. В 2004 году, когда играли «Авангард» и «Металлург». Шикарная была серия. В 2002 году обслуживал матч «Локомотива» и «Ак Барса». И в 2009-м их же судил уже в финале КХЛ. В 2011 году работал в финальной серии «Атлант» — «Салават Юлаев». Уфимцы выиграли серию со счетом 4:1, а я судил единственный матч, в котором «Атлант» выиграл 4:0. Еще запомнилась игра в Казани в 2008 году, когда «Ак Барс» играл с «Трактором» и на льду началась массовая драка.
 
— Этот матч сложно забыть. Каково находиться в центре такой мясорубки?
 
- Когда выбегает вся команда со скамейки и начинаются драки в разных частях площадки, что-то сделать очень сложно. Самое интересное, что обычно после таких случаев говорят «Виноват судья, упустил нити игры из рук». Произойди такое сейчас — оба клубы выплатили бы огромные штрафы, а зачинщики были бы дисквалифицированы на долгие сроки. Тогда же особенно длинных дисквалификаций, насколько я помню, никто не получил. Разумеется, никому из судей не пожелаю, чтобы с ними произошло нечто подобное.
 
— А как вы относитесь к «легальным» выяснениям отношений между двумя хоккеистами, которые особенно поощряются зрителями?
 
— Если это так называемые «бойцы», люди, которые приглашались в команду специально для того, чтобы устраивать подобное шоу и если у них это хорошо получается — ради бога. У меня был матч «Витязь» — «Барыс». Один из игроков, до этого выступавший за подмосковный клуб, проводил матч против своей бывшей команды. Он договорился с кем-то из астанинцев, в первом периоде произошла драка, оба получили по пять минут. Чуть позже они же подрались повторно и были удалены уже до конца игры. Так вот потом мне судьи из бригады рассказали, что было, пока эти ребята сидели на скамейке с разбитыми лицами. Один спросил, как поживает семья, а другой поинтересовался, понравился ли его оппоненту хук справа, которым он одарил его чуть ранее. Вот это по-мужски, это в конце концов весело. Люди занимаются своим делом, болельщики были довольны, а хоккеисты уже после первого периода могли пойти переодеваться и готовиться к следующим матчам.
 
— Напоследок, немного пофантазируем – ваша пятерка мечты.
 
— Вот это задачку вы мне задали. Почти непосильную. Думаю, в защите были бы Александр Рагулин и в свое время я поиграл немного за СКА МВО вместе с замечательным хоккеистом Александром Гусевым. А впереди — Михаил Васильев, Андрей Хомутов, ну и Павел Дацюк. Очень импонирует его отношение, его игра и его характер. Я судил его матчи, когда он еще выступал в первой лиге за Екатеринбург. Всегда веселый, всегда острит, хохмит, по-доброму прикалывается над собой и всеми окружающими. Ну а в воротах — Александр Силаев, отец игрока «Красной Армии» Ивана Силаева, который получил награду МХЛ Persona Grata. С Александром мы вместе прошли школу ЦСКА, с ролью голкипера такой пятерки он прекрасно справится.
 
Первая часть интервью.
 
Пресс-служба Молодежной хоккейной лиги