406

"ВИЛСу достаточно будет и "школы инвалидов"

Директор СДЮШОР "Крылья Советов" Александр Зарубин рассказал о том, что ждет прославленную хоккейную школу в будущем.

Директор СДЮШОР "Крылья Советов" Александр Зарубин рассказал о том, что ждет прославленную хоккейную школу в будущем.
 

 

Ситуация в московских "Крыльях Советов" по-прежнему критична. Кратко напомним, как развивались события: руководство ВИЛСа (Всероссийского института легких сплавов) отказало команде МХЛ в финансировании. Тренерский штаб был частично расформирован, а игроки отправились подыскивать другие команды.

 

Тем не менее, руководство клуба и акционеры ВИЛСа намерены оставить СДЮШОР "Крылья Советов". 10 команд и "юниорка", участвующая в первенстве Москвы – это все, что останется от легендарного клуба, если ничего не изменится.

 

О нынешней ситуации мы поговорили с Александром Зарубином, возглавляющим СДЮШОР "Крылья Советов".

 

– Школа "Крыльев" именно как специализированная школа Олимпийского резерва существовала с 1973 года. Каждый год школа выпускала игроков для команды мастеров. Тогда "Крылья" были практически полностью укомплектованы своими воспитанниками, - начал разговор Зарубин.

 

– Как наличие команды мастеров помогает школе?
– Ребята приходили смотреть тренировки команды мастеров, общались со взрослыми хоккеистами. Это их воспитывало. Дети наглядно видели цель, для них это – ежедневный стимул. Тем более, когда в команде большинство – воспитанники своей же школы, с которыми они еще вчера вместе учились. Всегда в "Крыльях" была хорошая преемственность, и ребята с командой дружили.

 

– Последние года "Крылья" играли то в "Вышке", то в МХЛ…
– Да, уровень уже не тот. Это не Суперлига, как тогда. Но, тем не менее, для учеников школы было важно наличие своей команды. А сейчас ее вообще не будет. У ребят исчезла цель – попасть в "Крылья". Дети, когда взрослеют, задумываются, а что дальше-то? Здесь никуда не попадешь – своей команды нет. Идти в другие клубы – там своих воспитанников полно. От этого в последнее время снижается общий уровень мастерства выпускников. Появляются, конечно, хорошие игроки, но это скорее одаренные хоккеисты, а игроков хорошего среднего уровня, которые при усиленной подготовке могут подняться, становится намного меньше, чем раньше.
Вот выпустили мы ребят 1991-года рождения. Им очень повезло, можно сказать. Не было команды мастеров, которая распалась, осталась только молодежная. И они стали главной командой.

 

– Выпускникам теперь надо подыскивать другие клубы?
– Они сейчас уже всерьез начинают задумываться: а ради чего мы будем здесь работать? Может, некоторые поймут, что лучше за учебу всерьез взяться. Вот так получается: они все время и все силы хоккею отдают, а потом просто оказываются никому не нужными. Получается, нельзя жить только хоккеем. Конечно, сначала ребята переживают сильно, как и родители, а потом ничего, перестраиваются.

 

– Играют за любителей…
– Да. Вот тоже странно: сейчас появилось столько богатых людей, которые имеют свои любительские команды. Для них это в радость. Хотя на хорошую команду денег нет, а вот на такие команды деньги находятся. Парадокс!

 

– Как считаете, ситуация с командой еще исправима?
– Конечно! Ее можно исправить, если только возобладает разум наших руководителей. Нельзя губить клуб, команду с таким именем, с таким прошлым.

 

– 40 миллионов рублей - не такая уж большая сумма.
– Я думаю, тут просто дело принципа: будет хоккей у ВИЛСА или нет. А клуб получился просто заложником ситуации. Слава Богу, что полтора года мы продержались, все глубоко вдохнули, посчитали, что теперь все в порядке. За то, конечно, огромное спасибо акционерам ВИЛСа. Тренеры, игроки, ученики, родители – все были довольны и спокойны. А оказалось ВИЛС взял и решил, что команду и детскую школу завод содержать не должен, что эти деньги – заводские, и тратить их на школу нецелесообразно. Пусть школу обеспечивает клуб. А клуб не в состоянии обеспечить школу, у него нет денег. Акционеры наверняка это знали. То есть, они сознательно поставили клуб перед выбором: или школа, или команда. И школу отдали клубу. СДЮШОР сама себя прокормить не может.


В школе учатся дети, они денег не приносят. На детском спорте заработать нельзя. Хотя, по 150 тысяч продали контракты двоих игроков. Вроде бы, школа заработала… Не хочу никого обидеть, но эти деньги школа не ощущает. Вот, поднялся вопрос о летнем лагере. А денег нет. Тем не менее, делается ремонт в центре охлаждающих машин, свет… это важные дела, но не школа же должна зарабатывать на это. Школа даже не может детям купить вратарские клюшки. Даже детей на турнир отправить не можем.

 

– Ездят за свой счет?
– Да, вот сейчас как раз поехал 1995-й год на турнир в Финляндию. 40 тысяч стоит эта поездка. Кому родители отплатили – поехали, кому нет – здесь тренируются.

 

– Будут ли платные группы в новом сезоне?
– Только две – самые младшие, 2005 и 2004 годов рождения. У руководства была мысль сделать все года платными. Но как мы можем брать с них деньги, если не можем обеспечить льдом?!.
Они приходят из школы где-то в 12.30-13.00. Только после этого они начинают тренироваться, но групп-то много – десять возрастов. Времени же всего – семь часов, а еще и заливка. Получается, кто-то идет в зал, кто-то делит площадку на двоих. Кто-то говорит, что в ЦСКА тренеры лучше. Нет, у нас тренеры сильнее, но условия - тяжелые.

 

– Несмотря на это "Крылья" все время в числе призеров (1991-й и 1992-й в свои выпускные года стали чемпионами Москвы, 93-й год выиграл Кубок Москвы).
– Раньше условия были лучше, отношение другое. Школа ощущала поддержку, даже форму ребятам покупали. У нас шесть команд. Каждой покупали двенадцать комплектов, два – вратарских, десять – полевых.

 

– Как делили между собой?
– Делили комплекты: одному – коньки, другому – перчатки. И ничего, все 20 игроков были одеты. Потом и это прекратилось.

 

– В чем еще отличия от тех времен?
– Была и команда мастеров, и вторая команда. Спорткомитет Москвы выделял какую-то сумму на школу. Тогда даже нашим ветеранам платили какие-то деньги, пособия. Сейчас ничего нет…

 

– Итак, остается в "Крыльях" одна школа. А в юниорскую лигу заявляться команда будет?
– Если команды МХЛ не станет, будет очень печально. Думаю, что тогда заявимся на юниорское первенство Москвы. Там играют ребята 1991/93 годов рождения. "Юниорка" нужна ребятам, не попавшим в команду мастеров, чтобы они могли совершенствоваться и развиваться дальше. Кстати, взнос в "юниорку" стоит 50 тысяч, которые получает Москомспорт. Еще клубу необходимо оплачивать судейство: 3,5 тысячи за игру. Плюс, нужен автобус для команды. Так что, юниорка тоже стоит денег, но это, конечно, не сравнится с расходами на команду МХЛ. 40 миллионов – это не 500 тысяч за "юниорку". Вот ВИЛС и принял такое решение. Если что, они могут сказать, мы же не все разваливаем, "юниорка"-то сохранилась, мы создаем ей условия.

 

– Нужен ли вообще школе и "юниорке" такой большой дворец?
– Конечно, нет. Школе нужен спокойный маленький зал на две тысячи мест максимум и раздевалки. Просторные холлы, как у нас, не нужны. Наш дворец подходит для проведения крупных соревнований.

 

– Многие родители и болельщики опасаются, что через пару лет и школу "Крыльев" закроют, вслед за командой.
– Сомневаюсь в этом. Вот как я вижу ситуацию: этим людям (акционерам ВИЛСа - прим. М.Р.) важно, чтобы здесь была школа. Не важно, какая, хоть "школа инвалидов", как в некоторых районах Москвы, которая занимает 20-е места. Школа есть, и ладно, главное – чтобы они были хозяевами дворца. Они здесь командуют и зарабатывают деньги. А что со школой творится, и какое место она занимает – неважно. Главное, что их никто не может обвинить в том, что они не поддерживают детский хоккей. У них же школа, зарплату тренерам платят.

 

– Вообще школа может заработать на продаже игроков?
– В том году продали девять человек и заработали почти семь миллионов, в этом четверых на драфте выбрали, это тоже порядка 3,5 миллионов. Четыре миллиона они заработали лишь на школьниках. Это не клуб заработал, а школа. Клуб же зарабатывает на аренде.

 

– Сколько стоит аренда?
– Арендовать лед на час стоит 13 тысяч. В этом месяце он сдается приблизительно на 88 часов, расписание уже есть.

 

– Сколько вообще нужно в идеале на содержание школы?
– В идеале – миллион долларов. Ребята должны выезжать на турниры. В школе шесть команд, выступающих на первенство Москвы их нужно одеть, обуть, отправить на сборы.

 

– В ЦСКА или "Динамо" есть такие проблемы?
– Есть, но их намного меньше. Там даже клуб выделяет ребятам форму, платит за лагеря. У них по два катка. У нас – один, но при желании у нас есть место, где построить.

 

Из слов Зарубина картина складывается совсем безрадостная. В последнее десятилетие "Крылья", мягко говоря, не блистали: играли то в Суперлиге, то в Высшей лиге, а минувший сезон провели и вовсе в МХЛ, но воспитанники клуба постоянно были на виду, правда уже в других командах, а то и в сборных страны. Теперь же рискует скатиться на хоккейные задворки и СДЮШОР "Крылья Советов". Воспитывать игроков в отсутствии команды мастеров – задача архисложная. К выпускным годам все ребята будут подыскивать себе место в клубах, где и у них появится перспектива заиграть сначала в молодежке, а потом и в командах мастеров. Вот почему распуская команду мастеров, ВИЛС, можно сказать, ставит крест и на школе.
 

 

 

Мария Роговская

 "Чемпионат.ру"