444

Вячеслав Буцаев: У молодых ребят появилась возможность расти!

Старший тренер ЦСКА Вячеслав Буцаев, приведший в минувшем сезоне «Красную Армию» к победе в Кубке Харламова, ответил на вопросы посетителей сайта Sports.ru. 

Старший тренер ЦСКА Вячеслав Буцаев, приведший в минувшем сезоне «Красную Армию» к победе в Кубке Харламова, ответил на вопросы посетителей сайта Sports.ru.

 

- Какая серия в этом чемпионском плей-офф оказалась для вашей команды самой трудной?

 

- На самом деле не бывает легких серий в плей-офф, потому что это совершенно другое соревнование, другая мотивация, другой настрой. Здесь каждая серия по-своему тяжела. Говорить о том, легкой она была или тяжелой, можно только в зависимости от того, с каким счетом была одержана победа. Но вообще – так было раньше и так будет в дальнейшем – первая серия более сложная, совсем другие ощущения и другая игра.

 

- Бытует мнение, что в МХЛ велико различие по уровню между конференциями, и Запад

значительно слабее.

 

- Мне кажется, что это только мнение. На Западе очень интересные, хорошие команды – минчане, рижане и череповецкий «Алмаз». Я считаю, что очень высокий уровень и на Западе и на Востоке. Хотя мы немного играли с восточными командами, но я не увидел, чтобы какая-то из конференций была сильней на голову.

 

- Вообще как вы относитесь к такому разделению – Запад и Восток, каждый играет больше друг с другом, а не с командами из другой конференции?

 

- Ну, наверное, это правильно. Это общемировая практика, незачем менять то, что уже отлажено годами.

 

- На ваш взгляд, наблюдается какой-то рост уровня игры в МХЛ? Есть ощутимые различия между первым и вторым сезонами?

 

- Конечно, лига развивается, прогрессирует, игры становятся намного интереснее. Потому что это же трамплин для ребят, которые пришли из детского хоккея в молодежный, это трамплин для попадания в первую команду. Создание МХЛ – это большой шаг. Появилась организация, ясный, четкий календарь, со своим уставом, со своими задачами.

 

- Есть ли какой-то план по количеству игроков, которые переведут из «Красной Армии» в первую команду? И много ли таких игроков?

- Как уже говорили и президент клуба Вячеслав Фетисов, и генеральный менеджер Сергей Немчинов, и опять же в разговоре с главным тренером Юлиусом Шуплером мы обозначили, что как минимум десять игроков будут привлекаться к тренировкам и, возможно, играм главной команды в следующем сезоне. Потому что ребята заслужили это, они доказали такое право своей игрой, и им предоставляется шанс заявить о себе на новом уровне.

 

- Почему именно десять человек?

- Мы говорим примерно, там может быть и двенадцать. Мы видим потенциальных кандидатов. Мы не говорим, что все десять человек одновременно войдут в команду, они будут ротироваться. Наверное, два-три человека будут играть весь сезон в основном составе. Это будет зависеть от их физического состояния, от их формы, от игры, всех тех переменных, которые нужны для игры во взрослом хоккее. Нельзя жить прошлым. Мы все смотрим в будущее и стараемся идти вперед. Опять же, у молодежи хороший шанс заявить о себе на летних сборах. Понятно, что и в первой команде будут изменения, появятся новые игроки. Команда будет усиливаться, это спортивный принцип – побеждает сильнейший. В спорте, к счастью или сожалению, время на празднование отводится совсем короткое. Это может быть неделя. А свою состоятельность нужно доказывать каждый день. Если ты остановился на достигнутом, то перестанешь расти как спортсмен, за этим последует движение вниз по лестнице. Если ребята хотят расти, то они должны прогрессировать.

 

- Победа «Красной Армии» в МХЛ говорит о том, что школа ЦСКА сильнейшая в стране?

- Скажу так: наша школа занимает высокие места по всем возрастам, очень много игроков привлекается в различные сборные – детские, юношеские. Нельзя однозначно сказать, что она сильнейшая. Но эта школа дает игроков, большинство из которых выступали за молодежную «Красную Армию».

 

- Какие перспективы у сына Игоря Кравчука заиграть в наш хоккей или все же тафгай – это его единственное призвание?

- Нет, он не «тафгай». Просто человек, который умеет подраться и, когда нужно, использовать эти качества. У парня огромное желание, а это самое главное, – он хочет научиться, достичь чего-то. Естественно, тренеры должны ему помочь. Он играл в Северной Америке в детской, юношеской команде на позиции нападающего. У него была хорошая статистика, он забивал больше тридцати голов за сезон. Единственное, у него два года назад была серьезная травма. Кристофер выпал немного, и в прошлом сезоне он поменял много команд. «Красная Армия» стала третьей. Но парень фанатично относится к хоккею. Самое главное ему правильно подсказать. Думаю, что и отец этим летом ему многое подскажет, многое покажет, многому научит.

 

- Этой зимой «Красная Армия» приезжала в Норильск. Был большой интерес, полные трибуны. Возможно ли некоторые матчи регулярки МХЛ проводить в городах, где нет профессиональных хоккейных команд?

- Да, действительно. Спонсором нашего клуба был «Норильский никель», и производство у него находится в Норильске. Мы всегда с благодарностью относимся к людям, которые нас поддерживают, финансируют. И это часть нашей социальной программы – не только комбината, но и нашей – подарить людям праздник, тем более такому региону, где нет хоккея. Приехать и отблагодарить людей за ту поддержку, какую они дают в финансовом плане. Ребята получили массу впечатлений, они побывали на комбинате, посмотрели, что такое полярная ночь, им показали, как тяжел труд рабочего комбината. Наверное, это осталось в голове ребят, и они понимают, что в жизни есть не только хоккей, что есть и другие люди, которые тяжело трудятся и зарабатывают деньги, живут полноценной жизнью. Было бы правильно команды МХЛ отправлять в города, где нет хоккея, где зритель шел бы на хоккей. Ребята ведь играют для зрителей. В плей-офф у нас каждый матч серии бил предыдущий рекорд посещаемости, но в регулярном чемпионате приходило по двести болельщиков, и то из них больше родители и специалисты из других клубов. Но у нас есть ряд городов и регионов, где не было бы проблем с посещаемостью. И молодежные команды могли бы ездить в такие регионы.

 

- Назовите тройку лучших игроков предрафтового возраста.

 
-
Ну и вопрос... Понятно, что будет Никита Кучеров. Он здорово играл на протяжении всего сезона в «Красной Армии» и на юниорском чемпионате мира. Наиль Якупов, да. Действительно интересный парень, у него большое будущее. И, наверное, третьим будет Владислав Наместников. Хотя он взрослее. Он поздний, 1992 года рождения. Это сын Евгения Наместникова.

 

- Кто из игроков «Красной Армии» близок к ее основе? Не считая Алексея Марченко, он уже почти основной игрок.

- В «Красной Армии» костяк команды составляли игроки 1991-1993 годов рождения. Да, Алексей ближе к тому, чтобы считаться игроком основы. Дай Бог, чтобы у него все сложилось. Он год назад перенес серьезную операцию, но к нашему общему счастью быстро смог восстановиться. Парень с характером, трудолюбивый. Но всем молодым ребятам нужно время. Нельзя сказать, что все заиграют на следующий сезон – это неправильно. Для каждого овоща свой сезон созревания. Прежде всего, ребята должны окрепнуть физически.

 

- Но какой-то лидер в «Красной Армии» есть? Гусев, например?

- У нас есть интересные ребята. Правильно, Гусев, как вы говорите, который тоже пробовал свои силы в основной команде. Никита Кучеров. Я же сказал, что примерно десять человек, которые уже должны вливаться в состав, может не на весь сезон, на определенное количество матчей. Все зависит от их физического состояния. В спорте ведь есть конкуренция. Я не могу сказать, что кто-то конкретный будет играть. Примерно у десяти человек есть огромный потенциал играть в первой команде. Они будут привлекаться на сборы и заигрываться в основной команде. Нельзя же брать молодежь скопом и сразу переводить ее в первую команду. Физически ребята не готовы к такому длинному КХЛ-овскому марафону.

 

- С точки зрения «физики» перейти из МХЛ в КХЛ – это большой шаг? Там нагрузки намного более высокие, переезды, система тренировок?

- Все. Система тренировок, да. Переезды, наверное, нельзя сравнивать, команды МХЛ в менее комфортных условиях находятся в этом смысле. Там и автобусы, и поезда. Если основные команды летают на самолетах, чартерами, то ребятам из МХЛ порой тяжелее приходится. Еще раз говорю, что физическое созревание – это очень важный аспект в спорте. Тем более в командных видах спорта. Сами знаете, что 18-летние не могут физически бодаться на равных с 30-летними.

 

- Реально ли удержать Гусева и Кучерова в команде надолго? Чтобы они не уехали за океан слишком рано.

 

- Ну в восемнадцать лет они не уедут, у них тут контракты на три года. Ехать в НХЛ надо готовым. Не просто: вижу цель – НХЛ. Если ты не готов, то и успеха там не добьешься.

 

- Но пока многие ребята едут за океан в юниорские лиги.

- И кто из них заиграл?

 

- Бурмистров, Якупов, Хохлачев.

- Каждый выбирает свою дорогу. Я думаю, что наши ребята, Кучеров и Гусев, получат больше опыта здесь, нежели в АХЛ. А те, кого вы назвали, у них, наверное, были свои причины, чтобы уехать.

 

- По-вашему, МХЛ – это достаточный уровень для развития игрока, например, уровня Якупова?

- Уверен в этом. Я вам могу также привести примеры, когда у нас уезжали перспективные ребята в заокеанские лиги и потом заканчивали карьеру. Сейчас непонятно, где они находятся, чем занимаются. Возвращаются и играют в каких-то командах – ВХЛ и того ниже.

 

- А в чем проблема? Чем там хуже?

- Я не говорю, что там хуже или лучше. Это зависит от игрока, его характера, цели, которую он ставит перед собой.

 

- Но можем сказать, что каким-то игрокам, обладающим определенными навыками и качествами, лучше поехать получать практику в Северной Америке, а каким-то молодым ребятам остаться здесь?

 
-
Еще раз говорю, у каждого свой путь, каждый отвечает за свои поступки, а правильно он делает или неправильно – время покажет. Я не думаю, что у нас сейчас чем-то хуже. Сами видите, лига стареет, сейчас перед молодыми открывается большая перспектива во взрослом хоккее. Для них сейчас места есть. Ребята, работайте, занимайте эти места.

 

- Лига действительно стареет. То что, сейчас в ней не хватает молодых игроков, – это проблема лиги или все же отношение тренеров, руководства конкретных клубов?

- Прежде всего, это не проблема игроков. Это проблема материалов. Мы вот называли имена – Кузнецов, Тарасенко, Овечкин, Малкин – кто еще заиграл на этом уровне? Кто еще допускался в различные годы в команду в таком возрасте? Так было всегда. Талантов может быть один-два. Не может быть десять человек талантливых, суперталантливых, чтобы они сразу вошли в команду. Такого не бывает. Это не только в хоккее, это во всем спорте так. Таланты рождаются не так часто. Кто-то начинает в семнадцать лет играть, и у него идет карьера. Кому-то надо больше времени – в 20-25 тоже раскрываются. Физическое созревание и физическая сила к каждому приходит по-разному.

 

- Вот вы заиграли в основном составе в девятнадцать лет.

 

- Тогда была сумасшедшая конкуренция. Тогда было сначала двенадцать, потом четырнадцать команд в лиге. Был Советский Союз, где все занимались хоккеем, и была большая конкуренция.

 

- В 90-е годы было больше молодых, чем сейчас.

 

- Потому что взрослые уезжали не от хорошей жизни. У ребят были семьи. Им просто на что-то надо было содержать семью, кормить детей. А в 90-е годы у них не было шансов оставаться здесь и зарабатывать деньги на элементарное проживание.

 

- Какие базовые принципы хоккея, в который играла «Красная Армия» в этом сезоне?

- Прежде всего, чтобы играла команда, а не отдельные личности. Это характер, это вера в победу, это игра друг за друга и друг на друга.

 

- А если говорить больше о тактике?

 

- Мы пытались играть в современный хоккей, который приносит успех, который сейчас развивается в мире. Если помните, у Лобановского был «тотальный футбол». Человек тогда, в те годы, опередил время на много десятков лет вперед. Так и у нас – это должен быть быстрый, плотный, силовой хоккей с большим количеством бросков по воротам и быстрым переходом из обороны в атаку.

 

- Вы играли в «Филадельфии». Наверное, «Филадельфия» тех лет – яркий пример команды, игравшей в силовой хоккей. У нас в России, по ощущениям, в силовой хоккей играет не так много команд. Плохо ли это, или это больше зависит от того, что у нас такие площадки?

 

- Наверное, силовой хоккей люди немножко неправильно понимают. Это непросто бегать и толкаться. Силовой хоккей – это выигрыш единоборств. Если ты вступаешь в единоборство со своим соперником, то ты должен владеть шайбой, а не твой соперник. Вот что такое силовой хоккей. В этом хоккее должен идти постоянно прессинг на соперника, нужно не давать ему поднять голову, не давать сделать свободную передачу или маневр. А просто бегать и утыкаться – это немножко другой стиль.

 

- Вы в следующем сезоне останетесь как-то связаны с «Красной Армией» или будете работать только в основной команде?

 

- Все, кто работает в нашем клубе, связаны с двумя командами – основной и молодежной. Я не буду принимать участие в тренировочном процессе «Красной Армии», но просматривать матчи, следить за игроками – это входит в мои обязанности.

 

Sports.ru