Защитник армейского клуба Матвей Шуравин дал интервью официальному сайту МХЛ.
ЦСКА – единственный клуб в карьере защитника Матвея Шуравина. Игрок родился в Москве и начинал заниматься хоккеем в армейской системе. До первой команды Матвей добрался достаточно быстро: в 16 лет он уже провёл полноценный сезон в «Красной Армии», в том числе отыграв все матчи плей-офф. В сезоне 2023/2024 он получил свой шанс и в ЦСКА. Шуравин дебютировал в КХЛ 9 октября в матче с «Сочи», тогда он провёл на льду больше девяти минут. В следующих играх айстайм 17-летнего защитника достигал 12-13 минут. В своём восьмом матче за ЦСКА 7 ноября Матвей получил травму плеча и восстанавливался около месяца, после чего был отправлен набирать форму в «Красную Армию». Сейчас габаритный армеец вернулся на пик своей формы и готов к новым вызовам.
В интервью официальному сайту МХЛ Матвей Шуравин рассказал про адаптацию в ЦСКА, переходе на молодёжный уровень в 16 лет, сверстников и волейбол.
– Сезон 2023/2024 для вас второй на молодёжном уровне, при этом вы уже стали обладателем Кубка Вызова и провели восемь матчей в КХЛ. Голова не кружится?
– Нет, наоборот – это большой стимул работать ещё больше. Рассматриваю свои успехи как хороший опыт и новые возможности.
– Что помогло совершить такой стремительный скачок из молодёжного хоккея во взрослый?
– Уделял много внимания разных аспектам игры, особенно – хоккейному IQ. Пересматриваю свои матчи, занимаюсь со специалистом, который помогает мне в этом. Он выбирает игры и показывает мои ошибки. На данный момент я не могу с уверенностью сказать, что перешёл на уровень КХЛ, для этого мне предстоит ещё очень много работы.
– Часто пересматриваете свои матчи и разбираете личные ошибки?
– Делаю разборы после игр, которые мне не понравились, после удачных матчей не акцентирую на этом внимание. Если считаю сыгранный матч неудачным – связываюсь со специалистом, он нарезает мои смены, объясняя ошибки. Сам разбор занимает минут 40.
– Исходя из последних разборов матчей, какие выводы сделали?
– Я разбираю всю игру, а не конкретные моменты, поэтому сейчас могу очень долго перечислять компоненты, в которых мне нужно добавлять. Этот как игра в атаке, так и правильный выбор позиции в обороне. Всегда есть, над чем работать.
– Поделитесь опытом с Кубка Вызова, какие эмоции остались после Тулы?
– Кубок Вызова оставил невероятные впечатления! Собирается новая команда, ты не знаком со многими ребятами, вам нужно за краткий срок проделать определённую работу, которая приведёт к слаженной коллективной игре.
– Успели подружиться с кем-то из других команд МХЛ?
– Да, я играл в паре с Игорем Вербицким. Мы с ним нашли взаимопонимание уже на первой тренировке, он классный парень.
– На Фонбет Матч Звёзд КХЛ с Кубка Вызова попадают преимущественно нападающие. Игроки обороны вообще не рассчитывают на приглашение?
– Нападающие демонстрируют более яркую статистику практически во всех матчах, но игра может сложиться и так, что защитнику повезёт, он забьёт один-два гола или отдаст несколько передач. Лично для меня Кубок Вызова был не трамплином на Матч Звёзд, а новым опытом игры против Востока – это было очень интересно!
– Стиль Востока сильно отличался от хоккея Запада?
– Нет, не заметил, чтобы на Кубке Вызова какая-то из команд сильно выигрывала в скорости, силовой борьбе или других компонентах, была равная и интересная игра. Считаю любые споры о разнице хоккея в Западной и Восточной конференциях бессмысленными, потому что всё зависит от самих команд и подбора игроков. Какие-то клубы играют в быстрый атакующий хоккей, какие-то – в позиционный, такие примеры есть в обеих конференциях.
– Можете привести примеры таких соперников в МХЛ?
– Я ещё не успел сыграть против всех команд, но могу привести в пример «СКА-1946». У них очень хорошие и быстрые контратаки. Если говорить о соперниках, которые как-то удивляют своей позиционной игрой – ещё по прошлому году запомнился ярославский «Локо». Я успел прочувствовать на себе их позиционные атаки.
– Вы провели дебютный сезон МХЛ в возрасте 16 лет. Как состоялся переход из детского хоккея?
– На адаптацию к МХЛ понадобилось пять-десять матчей. Помогли неплохие для своего возраста габариты, но при переходе из детского хоккея в молодёжный или из молодёжного во взрослый самое сложное для защитников – это начало атаки. Ты должен быстро отобрать шайбу в своей зоне, найти первый пас и разогнать атаку. Это тяжело сделать на больших скоростях, потому что соперники прессингуют. Ещё, конечно, на новом уровне все молодые игроки волнуются, но спустя несколько игр эмоциональное давление проходит.
– Чему вас научил опыт игры в плей-офф? В сезоне 2022/2023 «Красная Армия» уступила «Спартаку» в первом раунде.
– У «Спартака» была опытная команда с сильным подбором игроков, некоторые из которых уже тогда имели опыт игры в КХЛ. В свой первый сезон в МХЛ мне было тяжело что-то им противопоставить. Извлёк из того плей-офф урок, что нужно как можно чаще играть, работать над собой и получать кубковый опыт через вызовы в различные лиги.
– Вернувшись в МХЛ после восьми матчей за ЦСКА, почувствовали, как сильно прокачались?
– Не могу сказать, что вернулся в «Красную Армию» в хорошей форме, так как вылетел из-за травмы плеча, восстанавливался около месяца. После долгой паузы было тяжело набирать форму в молодёжке. Играть в КХЛ мне даже легче, чем в МХЛ, потому что на взрослом уровне действия партнёров более предсказуемые, а сама игра правильнее.
– Во время восстановления после травмы голову посещали лишние мысли о трудности возвращения в КХЛ?
– У меня не было переживаний, что я не смогу вернуться в первую команду, потому что у меня в любом случае есть хороший опыт игры в МХЛ. Думаю, ещё успею. Как и любому игроку, мне было очень неприятно получить травму, тем более выйдя на пик своей формы во второй половине сезона. После этого нужно заново начинать работать, усердно заниматься физикой.
– В сезоне 2023/2024 «Красная Армия» идёт на седьмом месте, с чем связаны такие результаты?
– В «Красной Армии» очень много молодых ребят, которые проводят свой первый сезон в МХЛ. Им нужно определённое количество матчей на адаптацию: крайние нападающие должны понять, как выводить шайбу из зоны на таких скоростях, защитники должны разобраться с началом атаки, им предстоит много работы. Более опытные соперники в матчах против нас могут где-то придержать шайбу, сделать наложение и в целом более рационально использовать свои физические возможности. Когда вся команда наберётся определённого опыта и к ребятам придёт вера в свои силы, тогда всё будет хорошо.
– Несмотря на возраст вы уже являетесь наставником для некоторых молодых ребят?
– Не могу назвать себя наставником, но в «Красной Армии» есть много игроков 2007 года рождения, которым я могу что-то подсказать.
– Ваше количество штрафных минут превышает количество сыгранных матчей. Почему так часто удаляетесь?
– Это связано с большим желанием. Раньше я был сконцентрирован на правильной игре – не удалиться и принести команде пользу в обороне. Сейчас я больше стараюсь что-то создать, эмоции где-то перехлёстывают и отсюда приходят необязательные удаления.
– С тех пор, как вы дебютировали за ЦСКА, к вам повысилось внимание СМИ. Как на это реагируете?
– Положительно. Внимание СМИ не производит на меня какого-то отрицательного эффекта, стараюсь уделять им время, всегда рад.
– Кто-то даже называет вас наследником Вячеслава Фетисова.
– Да, я сам это не читал, но показывали ребята. Немного посмеялись и всё. Думаю, если читать всё про себя, то это отрицательно скажется.
– Скорости в КХЛ вполне сопоставимы с МХЛ, не ощутили сильной разницы при переходе?
– В КХЛ удивляет скорость принятия решений. Здесь есть реактивные нападающие, но даже играя против них я не испытывал проблем. В МХЛ есть много ребят, которые носятся так же быстро, как мужики, но не так рационально. Иногда скорости КХЛ кажутся даже меньше, чем в МХЛ. Например, ты подбираешь шайбу за воротами, и есть соперники, которые сразу побегут к тебе, а ты обрежешь их воротами. На взрослом уровне многие команды просто строятся в средней зоне.
– Вам легко даётся силовая борьба на взрослом уровне при габаритах 189/78? В матче с «Куньлунем» вы провели силовой приём на Паркере Фу.
– На самом деле в интернете уже неправильные параметры. Я вешу 90 килограммов при росте 193 сантиметра. У меня хорошие габариты, но в КХЛ всё равно всегда нужно быть готовым к силовому приёму и крутить головой. Меня один раз «хлопнули» за воротами, и я сразу это понял. В МХЛ тоже нужно быть начеку, но там ребята поменьше. Пока на моём счету в КХЛ ещё не было каких-то эффектных силовых приёмов, в отличие от молодёжки, но всё впереди. Для этого нужно работать над физической формой.
– В том же матче с «Куньлунем» вы забили первый гол в КХЛ, вам даже выдали памятную шайбу. Но после матча момент был пересмотрен и гол переписали на партнёра, который подставил клюшку. Как на это отреагировали?
– Не расстроился. Значит, ещё забью свой первый гол. Передача – тоже неплохо.
– Из восьми сыгранных в КХЛ матчей игры в Хабаровске и Новосибирске выделялись по нагрузке и физическому состоянию?
– В сезоне 2023/2024 я дважды летал на Дальний Восток: с «Красной Армией» и ЦСКА. В первой команде открываются другие возможности: во время выезда мы живём по московскому времени, в отеле есть возможность подстроить под наш график завтрак, а матчи играем утром. Это очень удобно, ты высыпаешься и подходишь к играм в хорошем физическом состоянии. Выезд с «Красной Армией» у нас длился больше недели, поэтому было рациональнее переходить на местное время, это было тяжело. Самым интересным моментом выезда стал матч на Сахалине. Мы прилетели, поспали пару часов и вышли играть. После двух дней на Дальнем Востоке уже акклиматизировался, вернувшись в Москву нам дали один выходной. Я лёг спать по московскому времени и всё стало хорошо.
– В матче с «Ак Барсом» вы столкнулись с Дмитрием Яшкиным, с какой целью пошли на него в силовую?
– Я даже не думал его ронять, моей целью было отобрать шайбу и не дать развиться атаке. Яшкин прилично весит, он физически готовый спортсмен, поэтому не удивился, когда он остался на месте после моего силового.
– Во время вашего восстановления от травмы к ЦСКА подключили Артёма Барабошу, который тоже не теряется на уровне КХЛ. Постоянная конкуренция в системе клуба сказывается на психологии молодых игроков?
– Я считаю, что это должно относиться не только к молодым. Игроки основы тоже могут переживать по этому поводу. Недавно смотрел интервью Ярослава Дыбленко, в котором он говорил, что хоккей – это наша работа, нужно просто выходить на лёд, делать её и не обращать внимание на способствующие факторы.
– Берёте с кого-то пример в первой команде?
– Да, это ведь тоже опыт. Смотришь на тренировках, кто как катается, понимаешь, в каком компоненте можно ещё добавить. Не буду раскрывать все карты, но в ЦСКА есть ребята, которые супер профессионально подходят к игре и по-особенному готовят своё тело.
– В восьми матчах с вами в составе ЦСКА одержал шесть побед, но в последнее время команда потерпела шесть поражений в девяти матчах. Понимаете, что идёт не так?
– У команды есть определённые проблемы, но, надеюсь, что в скором времени всё наладится. В ЦСКА слаженный коллектив, у ребят получится с этим справиться и всё снова будет хорошо.
– Ваш отец – спортивный директор волейбольного «Урала». Этот вид спорта тесно связан с вашей жизнью?
– Я слежу за командой отца, в отпуске мы с ним играем в пляжный волейбол. Это интересный вид спорта.
– У вас в детстве был выбор между хоккеем и волейболом?
– Да, отец спросил, каким спортом я хочу заниматься. У меня спортивная семья, поэтому родители считали, что ребёнок должен чем-то заниматься. Я выбрал хоккей, мне очень понравился этот вид спорта. Надеюсь, не ошибся.
– Вы родились в Москве, хотя отец родом из Казани, он учился в Ростове, затем играл в разных клубах. Когда семья переехала в столицу?
– За год до моего рождения родители купили квартиру в столице, с этого момента я москвич.
– Ваш год выигрывал Первенство России под руководством Павла Баулина, а вы признавались лучшим защитником турнира. Расскажите про 2006 год в ЦСКА.
– В нашей команде очень много талантливых ребят моего года. Надеюсь, у многих получится заиграть на взрослом уровне. У нас очень сплочённый коллектив, со всеми доверительные отношения.
– ЦСКА – единственный клуб в вашей карьере, можете охарактеризовать эту систему?
– Здесь очень большая конкуренция, но, если ты будешь работать и показывать результат – обязательно получишь свой шанс в первой команде. В ЦСКА есть место для развития.
– Вы третий игрок 2006 года, дебютировавший в КХЛ. Знакомы с первым и вторым: Антоном Силаевым и Егором Суриным?
– Конечно, мы играли вместе с юниорской сборной. Силаев очень стабильно играет в КХЛ, он провёл за «Торпедо» уже больше 40 матчей, Игорь Ларионов ему доверяет. Антон тоже габаритный защитник, у него есть все данные для КХЛ. Егор Сурин после своего дебюта за «Локомотив» в игре со «Спартаком» ещё сыграл в матче против СКА, где получил неплохое игровое время.
– Силаев любит силовые приёмы и называет себя жёстким защитником. Вы считаете себя таковым?
– Да, но я провожу силовые приёмы с умом и в нужные моменты игры, чтобы зарядить команду или отобрать шайбу.
– Расскажите про свои хобби.
– Я живу в отеле, который предоставляет клуб, хожу здесь в баню. Иногда могу поиграть в Play Station. Ещё у меня есть много гаджетов для восстановления организма: специальные штаны, очки для сна, способствующие выработке мелатонина и не только.
– Откуда у вас появилась тяга к таким гаджетам?
– Мне рассказывали знакомые. Начал увлекаться этим с первого сезона в МХЛ. На взрослом уровне этим тоже занимается немало спортсменов. Специальные устройства и нейростимуляторы есть во всех клубах КХЛ.
– У вашего 76-го номера есть история?
– По школе я всё время выступал под десятым, потому что отец играл в волейбол под этим номером. Когда я пришёл в «Красную Армию», оставалось немного свободных номеров. Больше всего мне понравился 76, не планирую его менять.
– Как выглядит пятёрка мечты Матвея Шуравина?
– В обороне мой любимый защитник Виктор Хедман, по флангам пусть будут Никита Кучеров и Нэйтан Маккиннон, в центре Павел Дацюк или Коннор Макдэвид. Получается какая-то бешенная четвёрка (улыбается). На воротах, конечно, Андрей Василевский.